Итак, в качестве заключения вправе утверждать о том, что институт государственного управления имеет особое значение в жизни любого государства. Он одинаково важен и нужен государству, обществу, отдельно взятому человеку и в силу указанного требует постоянного внимания и совершенствования. Основными вопросами, которым надлежит уделять постоянное внимание, как нам представляется, являются:
-правовая база;
-обучение кадров;
-взаимоотношения между субъектами государственно-управленческой деятельности;
-включение в этот механизм граждан, ибо их права, свободы, законные интересы чаще всего являются объектом рассматриваемого нами института;
-экономико-правовые, экономико-социальные возможности и, естественно, политика, которую проводит в жизнь государственная власть. Важно также подчеркнуть, что управленческая деятельность состоит из:
-деятельности, осуществляемой государственными органами власти Российской Федерации и ее субъектов; деятельности органов местного самоуправления;
-деятельности государственных и негосударственных организаций, учреждений, предприятий, наделенных функциями управления в пределах своей компетенции и предметов ведения.
Государственное управление – тот вид социального управления, без которого невозможно представить существование такого политического института как государство, нормального функционирования цивилизованного, развитого общества. При этом государственное управление многоплановое и многостороннее понятие, которому трудно дать одно определение. В современной правовой науке выделяют два основных подхода к пониманию государственного управления: широкий и узкий. Согласно широкому подходу государственное управление принято ассоциировать с целенаправленным воздействием государства на отношения в целом. В таком случае государственное управление – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, регулирование различных общественных отношений путём деятельности всех ветвей государственной власти.
В данном определении «государственного управления» находит свое отражение принцип разделения властей, который указывает нам, что в государственном управлении участвуют все ветви власти. Б.В. Россинский понимает государственное управление по-другому. Считаем, что его определение ближе к узкому пониманию государственного управления, так как он отводит важную роль органам исполнительной власти, на которые, ложится бремя осуществления большей части полномочий в сфере управления. По мнение Б.В. Россинского, государственное управление – целенаправленная организующая, подзаконная, исполнительно- распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного «управления в различных отраслях и сферах социально-культурного, экономического и административно-политического строительства.
Вышесказанные определения позволяют выделить характерные признаки государственного управления. Во-первых, оно является организующей деятельностью, так как происходит формирование органов управления, устанавливается порядок их деятельности, цели и задачи. Во- вторых, это исполнительно-распорядительная деятельность, что означает наличие определенных полномочий у органов власти, должностных лиц. В- третьих, эта деятельность – подзаконная, потому что осуществляется на основании и во исполнение закона. В-четвертых, такой вид деятельности должен соответствовать принципу законности, ведь управленческая деятельность органов власти не может превышать те полномочия, которые им предоставлены. Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием «исполнительная власть». Говоря о Российской Федерации, мы должны утверждать, что государственное управление более широкое понятие, чем исполнительная власть, так как в Российской Федерации помимо органов исполнительной власти этот вид деятельности осуществляют и другие организации. Например, Счетная Палата РФ направляет по результатам контрольных и экспертно- аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Кроме того, Президент РФ осуществляет управленческие полномочия: руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Тем не менее, необходимо сказать, что государственное управление по большей части реализуется через органы исполнительной власти. Так, в Российской Федерации главным субъектом исполнительной власти является Правительство РФ. Правительство РФ имеет круг полномочий в сфере государственного управления: оно осуществляет управление федеральной собственностью, руководит работой федеральных министерств, обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов, в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ и иных нормативно- правовых актов, осуществляет меры по обеспечению законности. Таким образом, государственное управление – эта важнейшая составляющая современного государства, которая позволяет обеспечивать нормальную жизнь общества. Реализация данного вида управления в Российской Федерации осуществляется различными организациями и должностными лицами, но в большей мере через систему органов исполнительной власти.
Государственное управление представляет собой совокупность органов государственной власти, которые осуществляют руководство и управленческие полномочия на уровне государственном уровне. К основным ветвям власти государственного управления относят:
1.Законодательную
2.Исполнительную
3.Судебную
Каждая из вышеназванных ветвей власти имеет свою специфику управления, нормативно-правовую основу и категорию лиц, составляющих организационно-кадровое обеспечение управления. Все функции государственного управления условно делят на две большие группы:
1.Внешние
2.Внутренние
К первой категории можно отнести функции, связанные с внешней политикой государства – функция обороны, функция мира и порядка.
Ко второй категории можно отнести функции, которые выполняют органы государственного управления внутри самой страны. К данной категории можно отнести – социальную функцию, налоговую и тд.
Государственное управление строится на основе соблюдения основных принципов:
1.Законность
2.Публичность
3.Рациональность и тд.
Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Нормативно-правовую основу местного самоуправления составляют:
1.Конституция;
2.Федеральные законы ;
3.Уставы;
Государственная власть и местное самоуправление РФ имеют определенные различия по:
1.Характеру власти
2.Компетенции органов управления
3.Источникам средств
4.Территориальному признаку и тд.
Помимо отличительных от органов государственной власти черт, местное самоуправление имеет определенные сходства с ним. В частности, к данным сходствам можно отнести то, что являясь разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти:
1 виды публичной власти;
2.используются те же методы управления и организационного построения управленческих структур,
3.выполняются аналогичные функции и тд.
Все проблемы в системе государственного и местного самоуправления в РФ условно делят на три группы:
1. Проблемы нереального планирования
2.Проблемы неэффективности управления
3. Проблемы неэкономичности управления
Главными аспектами модернизации системы государственного и местного самоуправления в Российской Федерации на основе являются:
1.оптимизация структуры государственной и муниципальной службы по функциям,
2.повышение качества подготовки и повышение квалификации кадров государственного и муниципального управления в РФ,
3.повышение уровня организационной культуры государственного управления в Российской Федерации и реализация мер государственной антикоррупционной политики и тд.
Таким образом, подводя общий итог по всей работе можно сказать о том, что для эффективного развития государственной власти и местного самоуправления необходимо устранять имеющиеся проблемы и совершенствовать механизм разделения полномочий между государствами и субъектами РФ.