Введение 3
1. Положение феномена маски в культуре 5
1.1. Многообразие значений и свойств маски
1.2. Роли и функции маски в культуре 8
1.3. Значение и свойства маски – карнавал и маскарад 10
2. Функции и роль маски в зарубежном театре
2.1. Маска в ранних формах зарубежного театра 12
2.2. Маска в итальянской комедии 17
2.3. Маска в современном зарубежном театре 20
2.4. Роль маски в театральной педагогике 24
Заключение 28
Список литературы 30
Читать дальше
Маска в культуре — многофункциональное явление. Маска — это организованная сложность, и многие компоненты не означают определенную формулу, каждый раз это особая система со своими связями. Эти связи определяются статусом человека: культурным, социальным, конфессиональным, этническим, профессиональным и др.
Маски обладают многими свойствами, дающими культуре возможность саморефлексии, способность использовать первичные функции при создании новых. Изменения пластических и смысловых параметров масок происходят в связи с возникновением определенных условий, связанных с изменениями в общественном сознании в результате возникновения новой социокультурной ситуации.
Универсальные функции маски, присутствующие во многих явлениях культуры, существуют и в театральной культуре. В театре XX века феномен маски проявился в драматургии, режиссуре, актерском мастерстве и театральной педагогике.
Повторение и оппозиционное различие функций масок в обрядах и обрядах, карнавальной культуре и маскарадной культуре, сочетания этих функций в зарубежной театральной культуре и практика их использования в театре являются ярким примером генезиса культуры. Такой процесс можно осмыслить в синтезе различных научных дисциплин, в единстве искусствоведческого, педагогического, психологического подходов.
Относительно роли маски в современном западноевропейском театре можно сделать следующий вывод: современный западный театр вновь обращается к маскам. Эта рекурсия происходит одновременно с повторной театрализацией театра и развитием выразительности тела [4]. Маска в театре используется не только в связи с антропоморфными мотивами, например, подражание стихии, но и по многим другим причинам, в частности, чтобы иметь возможность наблюдать за окружающими, будучи скрытым от посторонних глаз. Наличие маски высвобождает подлинные качества и устраняет сексуальные и классовые запреты.
Скрывая лицо, исполнитель добровольно отказывается от психологической выразительности, которая обычно снабжает зрителя большей частью часто очень точной информации. Утрату чувственной выразительности и трудность идентификации актер вынужден компенсировать дополнительной выразительностью тела. Тело очень преувеличенно отражает внутренний мир персонажа, что чувствуется в избыточности каждого жеста; в результате значительно усиливается театральность и пространственное оформление корпуса. Противопоставление скрытого лица и тела в постоянном движении — одно из главных эстетических последствий ношения маски. Впрочем, маска и не должна изображать лицо: чтобы сдержать мимику и сконцентрировать внимание на теле актера, достаточно использовать нейтральную маску или полумаску [4].
Подводя итоги, можно сделать заключение, что маска нарушает нормальные связи персонажа с реальностью, вводит инородное тело в процесс идентификации зрителя с исполнителем. Таким образом, маска часто используется, когда постановщик стремится избежать аффективного переноса и отстраняет характер.
Маска легко деформирует лицо, рисует карикатуру и полностью изменяет внешний вид. Гротескная, эпатажная в каком-то смысле экспрессия или стилизация, акцентирование или схематизация – все становится возможным благодаря современным материалам, которым можно придать любую форму и которые имеют удивительную изменчивость и подвижность. Маска обретает необходимый смысл только в совокупности сценического замысла. Сегодня он уже не ограничивается одним только лицом, а вступает в тесные отношения с мимикой, общим обликом актера и даже сценической пластикой.
Читать дальше
1. Зенкин, С. Н. Роже Кайуа: игра, язык, сакральное / С. Н. Зенкин // Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. — М. : ОГИ, 2017, — с. 7-30
2. Зингерман Б. И. Человек в меняющемся мире: Заметки на темы театра XX в. // Западное искусство. XX век: проблема развития западного искусства XX века - СПб.: Дмитрий Буланин, 2020, - с.65-84
3. Иванов В.В. Маска как элемент культуры // Маски от мифа к карнавалу – М.: ГМИИ им А С Пушкина, 2016, - с.27-41
4. История зарубежного театра: от истоков до конца XX века: Учебник / Под ред. Л. И. Гительмана. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство ГИТИС, 2022, — 754 с.
5. Кулишова О.В. Античный театр: организация и оформление драматических представлений в Афинах в V в. до н.э. - СПб.: Гуманитарная Академия, 2014 - 320 с.
6. Пави П. Словарь театра: пер.с фр. - М.: Прогресс, 1991, — 504 с.
7. Самитов Д.Г. Лабораторные театры в США//Вестник КемГУКИ, № 45, - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2018, - с.77-84
8. Самитов Д.Г. Первые драматические театры в США//Вестник КемГУКИ, № 46, - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2019, - с.72-79
9. Толшин А.В. Функция маски в ритуале и обряде // Известия РГГТУ, № 9, - СПб.: Изд-во РГГТУ, 2007, — с.23-32
10. Толшин А.В. Маска: архаика и современность // Вопросы культурологии, № 10, - СПб.: Изд-во РГГТУ, 2007 — с.53-61
11. Толшин А.В. Феномен маски в театральной культуре // Автореферат, - СПб.: Изд-во РГГТУ, 2007, — 40 с.
12. Хартнолл Ф. Краткая история театра / под ред. Ф.Д.Кондратенко – М.: Ад Маргинем, 2021, - 336 с.
Читать дальше