ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 4 1.1. Понятие коммуникативной культуры 4 1.2. Особенности формирования коммуникативных навыков, обучающихся на уроке русского языка 9 1.3. Основные компоненты и способы реализации коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка 14 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 17 2.1. Анализ опыта работы учителя начальных классов г. Сургут 17 2.2. Практические задания, направленные на формирование коммуникативных учебных действий 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Формирование коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка

курсовая работа
Языки
27 страниц
75% уникальность
2023 год
15 просмотров
Чучин А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 4 1.1. Понятие коммуникативной культуры 4 1.2. Особенности формирования коммуникативных навыков, обучающихся на уроке русского языка 9 1.3. Основные компоненты и способы реализации коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка 14 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 17 2.1. Анализ опыта работы учителя начальных классов г. Сургут 17 2.2. Практические задания, направленные на формирование коммуникативных учебных действий 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Читать дальше
Основная тенденция изменений, происходящих в настоящее время в системе образования, отражает акцент на гуманистические ценности, культуру общения, процессы развития личности и самореализации каждого участника образовательного процесса. Согласно ФГОС одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование коммуникативной культуры в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [1]. Концепция модернизации российского образования и ряд других нормативных документов определяют одну из целей (общего) среднего образования как формирование у учащихся развитой коммуникативной культуры. За этим стоит способность видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или отвергать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и отстаивать. Уровень коммуникативной компетентности человека во многом определяет успешность его взаимодействия с партнерами по общению и самореализацию личности в обществе. В настоящее время в теории и практике школьного образования актуализируется противоречие между заявленными в документах целями обучения коммуникативной компетентности и недостаточной разработанностью требований и условий, необходимых для их реализации. Актуальность рассматриваемой проблемы обоснована, во-первых, возрастанием роли и значения теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем формирования коммуникативной культуры учащихся; во-вторых, необходимостью теоретического изучения и экспериментальной проверки педагогических условий обучения диалогическому общению в классе подростков; в-третьих, отсутствием теоретических и экспериментальных исследований по оценке сформированности коммуникативной культуры. Объектом исследования являются коммуникативная культура школьников. Предметом исследование является особенности формирования коммуникативной культуры на уроках русского языка.


Отличная цена на курсовые только у нас.


. Целью данной работы является изучение коммуникативной культуры в системе обучения, а также практика создания благоприятных условий для их развития на уроках русского языка. Задачи исследования: • раскрыть общее понятие коммуникативной культуры; • изучить особенности тренировки коммуникативных навыков школьников; • описать основные компоненты и способы реализации коммуникативной культуры учащихся на уроках русского языка; Методологической базой работы стали труды ученых А.В. Баранникова, В.М. Аганисьян, М.М. Бахтина, Г.М. Андреевой, М.В. Кларина, и др. В работе были использованы следующие методы исследования: изучение передового опыта педагогов-новаторов, наблюдение, описание. Практическая значимость исследования заключается в возможности понимания и использования на практике методики формирования коммуникативных навыков в процессе выполнения упражнений и заданий на уроках русского языка, при изучении факультативных курсов, а также во внеклассной работе. Структура работы включает в себя введение, два параграфа, заключение и список использованных источников.

Читать дальше
Изучение специальной литературы показало, что педагогическая наука предлагает учителям широкий спектр различных методов и приемов, направленных на формирование коммуникативных умений и культуры. Необходимость такого подхода в образовании обусловлена тем, что современная школа призвана развивать у ученика способность работать в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Несомненно, характеристиками такого человека становятся коммуникабельность, способность к социальному сотрудничеству и взаимодействию посредством речи, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах использования языка. Овладение учащимися коммуникативными умениями не только способствует формированию и развитию способности взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. Развитие коммуникативной культуры - это непрерывный педагогический процесс, требующий совместных усилий ученика и учителя. Ценность и важность коммуникативной культуры заключается в том, что она выходит за рамки чисто учебных навыков. Коммуникативные задачи - это ситуации, с которыми ребенок постоянно сталкивается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Учащийся сам должен стать творцом образовательного процесса.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации «ФГОС Начальное общее образование» от 11.12.2020 № 15785 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2020 г. - № 373. 2. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. – М: Академия, 2019 – 388 с. 3. Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся: Электронный ресурс.: дис. канд. пед. наук / 13.00.01. О. Г. Абрамкина. М.: РГБ, 2018. 4. 2. Аганисьян В. М. Учебный диалог как психологический фактор развития эвристического мышления обучающихся: Электронный ресурс.: дис. д-ра психол. наук / 13.00.01. В. М. Аганисьян. М.: РГБ, 2018. 5. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. – М., 2018. – С. 57-62. 6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1975. - 502 с. 7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979 - 423 с. 8. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2019. – 245 с. 9. Болатова, О. С. Искусство современного урока Текст. / О.С. Булатова. М.: Академия, 2019. - 356 с. 10. Буслаева Е.М. Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В. Елисеева, А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова, Е.В. Шарохина, - М.: Эксмо, 2021. – 93 – 105 с. 11. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов Текст. / А. Вежбицкая. М.: Языки славянской культуры, 2020. - 287 с. 12. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2021. - №3. – с. 105. 13. Долгова В. И., Мельник Е. В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2022. Т. 31. С. 81–85. 14. Зияева С.А. Социолингвистическая компетенция как один из комплнентов коммуникативной компетенции // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXI междунар. науч.-практ. конф. № 6(61). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 92-96. 15. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». Таганрог: 2019. №13. С. 225 - 227. 16. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества // Актуальные социально – психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века», Кисловодск: 2019. - С.109. 17. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. / И. А. Зимняя. М., Моск. психолого-соц. Инт-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2021.-432 с. 18. Клустер Д. Что такое критическое мышление. М.: цгл, 2015. С. 5-13. 19. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»: МГУ; М. 2020. – С. 112. 20. Львов М. Р. Риторика. Культура речи / М. Р. Львов. М.: Изд-во Центр «Академия», 2020. - 230 с. 21. Миролюбов А. А. Коммуникативная компетенция как основа формирования общеобразовательного стандарта по иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. - №2. - С. 17-18. 22. Находкина М. Д. Педагогические условия развития связной речи у младших школьников в процессе словесно-творческой деятельности : 67 автореф. дис. канд. пед. наук / М. Д. Находкина; Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск, 2012. - 19 с. 23. Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 класс. Ростов-на-Дону: Легион, 2014. - С. 12-18. 24. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. – Красанд, 2020. – С. 64. 25. Хаймс Д. Hymes, D. On Communicative Competence. In J.B.Pride and J.Holmes (eds.), Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 2012, С. 269-293
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Развитие инновационной деятельности на предприятии ООО «Все Кондиционеры»»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Государственно-правовые режимы: актуальные трактовки
Количество страниц:
28
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image