Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Екатеринбурге ? Заходите на Work5.
. Актуальность исследования. В Приказе Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», п. II: «Требования к структуре программы основного общего образования» указано, что Рабочая программа воспитания должна обеспечивать «формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения; условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе, экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера» [3]. Основным перечнем законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по профилактике, предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности учащихся являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года№ 273-ФЗ (последняя редакция) [2]; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г № 196-ФЗ (последняя редакция) [1]; Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [4] и др. Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ [2] организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем. Первое противоречие состоит в том, что безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Основной причиной подросткового травматизма остаются ДТП и падение с высоты, летом - ныряние в мелководные водоемы. За последние годы уровень подросткового травматизма в России находится на стабильных цифрах. Он составляет от 103 до 106 детей на тысячу детского населения по всей территории РФ. Единственное исключение - уровень травматизма у старших подростков. Он возрастает до 174 -176 на тысячу детского населения [24]. Обозначенные выше данные, характеризуют особый глобальный вызов непосредственно к системе образования, обращая внимание, тем самым, на наличие социально-педагогической проблемы. Ведь именно от уровня культуры, то есть от сформированных ценностных установок индивидов, мотивов их поведения, наконец, личностных и профессиональных качеств и их способностей, напрямую зависит эффективность мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности, на снижение как индивидуальных, так и коллективных рисков. Это обуславливает необходимость особо пристального внимания развитию культуры безопасного поведения именно на школьном этапе обучения. Статистические данные о возрастании числа гибели подростков на пожарах, при ДТП, от употребления алкоголя и наркотиков, курения, жестокого обращения с детьми и т.д. говорят о необходимости проведения профилактической работы по формированию культуры безопасного поведения. Значимость правильного поведения актуализирует необходимость формирования у подростков культуры безопасного поведения. Культура безопасного поведения рассматривается как особая система ценностей, знаний, норм, способов деятельности, а также правил безопасности, главная функция которых заключается в формировании и развитии готовности к профилактике, а также минимизации опасных факторов в жизни. Следующие противоречие заключается в том, что одной из проблем выступает особенность подросткового возраста, их излишняя самоуверенность и нередкое пренебрежение опасностью. В этом возрасте подросток часто уверен, что с ним не произойдет то, что порой случается с другими, в связи с этим они демонстрирует рискованное так называемое «бесстрашное» поведение. Кроме этого, подростковый возраст характеризуется рядом личностных особенностей, напрямую связанных с проблемами формирования у них культуры безопасного поведения. Таким образом, при формировании грамотности безопасного поведения необходимо учитывать деятельностный компонент (мотивы, знания и умения по обеспечению безопасности на дороге, опыт самостоятельного решения проблем безопасности, также опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий), качества личности, ориентации базовой культуры личности, главные функции которых – это защита от факторов риска, а также формирование безопасных условий нахождения на дороге, улице, в школе, в быту и т.д. и развитие безопасности жизнедеятельности в целом. Выявленная актуальность и противоречия обусловили выбор темы курсовой работы «Формирование у старшеклассников грамотности безопасного поведения». Объект исследования - культура безопасного поведения учащихся. Предмет исследования - формирование у старшеклассников грамотности безопасного поведения Цель исследования состоит в теоретическом изучении особенностей формирования грамотности безопасного поведения у школьников как компонента содержания образования. Задачи: 1.На основе изучения научно-методической литературы определить понятие «безопасность» как основу развития личности учащегося. 2.Рассмотреть понятие и сущность культуры личной безопасности в современном образовательном процессе. 3.Охарактеризовать системный подход к деятельности образовательных учреждений по формированию у старшеклассников грамотности безопасного поведения. 4.Дать рекомендации по организации работы со старшеклассниками по формированию культуры безопасного поведения. Методы исследования: теоретические – анализ, систематизация интерпретация источников информации по теме исследования. Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований ученых, рассматривающие разнообразные аспекты изучаемой проблемы, среди которых Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов, И.С. Зимина, В.Н. Мошкин, Ю.Л. Науменко, В.В. Гафнер и др. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.