?>
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I.Изучение формирования культуры безопасного поведения подрастающего поколения в психолого-педагогической литературе 8 1.1. Безопасность как основа развития личности учащегося 8 1.2.Понятие и сущность культуры личной безопасности в современном образовательном процессе 13 ГЛАВА II.Особенности формирования у старшеклассников грамотности безопасного поведения 18 2.1. Системный подход к деятельности образовательных учреждений по формированию у старшеклассников грамотности безопасного поведения 18 2.2.Рекомендации по организации работы со старшеклассниками по формированию культуры безопасного поведения 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33

Формирование у старшеклассников грамотности безопасного поведения.

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
83% уникальность
2023 год
14 просмотров
Терлецкая А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I.Изучение формирования культуры безопасного поведения подрастающего поколения в психолого-педагогической литературе 8 1.1. Безопасность как основа развития личности учащегося 8 1.2.Понятие и сущность культуры личной безопасности в современном образовательном процессе 13 ГЛАВА II.Особенности формирования у старшеклассников грамотности безопасного поведения 18 2.1. Системный подход к деятельности образовательных учреждений по формированию у старшеклассников грамотности безопасного поведения 18 2.2.Рекомендации по организации работы со старшеклассниками по формированию культуры безопасного поведения 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 33
Читать дальше
Введение Сохранение здоровья детей и формирование у них грамотности безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Безусловно, культура безопасности жизнедеятельности человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом. Она появляется как новое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественно-научную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности.


Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Екатеринбурге ? Заходите на Work5.


. Актуальность исследования. В Приказе Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», п. II: «Требования к структуре программы основного общего образования» указано, что Рабочая программа воспитания должна обеспечивать «формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и табакокурения; осознанию необходимости следования принципу предвидения последствий своего поведения; условия для формирования у обучающихся способности противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе, экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера» [3]. Основным перечнем законов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по профилактике, предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде безопасности учащихся являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года№ 273-ФЗ (последняя редакция) [2]; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г № 196-ФЗ (последняя редакция) [1]; Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [4] и др. Согласно ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ [2] организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитации многих нравственных ориентиров, приводят к социальной, когнитивной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, к формированию у них чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем. Первое противоречие состоит в том, что безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Основной причиной подросткового травматизма остаются ДТП и падение с высоты, летом - ныряние в мелководные водоемы. За последние годы уровень подросткового травматизма в России находится на стабильных цифрах. Он составляет от 103 до 106 детей на тысячу детского населения по всей территории РФ. Единственное исключение - уровень травматизма у старших подростков. Он возрастает до 174 -176 на тысячу детского населения [24]. Обозначенные выше данные, характеризуют особый глобальный вызов непосредственно к системе образования, обращая внимание, тем самым, на наличие социально-педагогической проблемы. Ведь именно от уровня культуры, то есть от сформированных ценностных установок индивидов, мотивов их поведения, наконец, личностных и профессиональных качеств и их способностей, напрямую зависит эффективность мероприятий, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности, на снижение как индивидуальных, так и коллективных рисков. Это обуславливает необходимость особо пристального внимания развитию культуры безопасного поведения именно на школьном этапе обучения. Статистические данные о возрастании числа гибели подростков на пожарах, при ДТП, от употребления алкоголя и наркотиков, курения, жестокого обращения с детьми и т.д. говорят о необходимости проведения профилактической работы по формированию культуры безопасного поведения. Значимость правильного поведения актуализирует необходимость формирования у подростков культуры безопасного поведения. Культура безопасного поведения рассматривается как особая система ценностей, знаний, норм, способов деятельности, а также правил безопасности, главная функция которых заключается в формировании и развитии готовности к профилактике, а также минимизации опасных факторов в жизни. Следующие противоречие заключается в том, что одной из проблем выступает особенность подросткового возраста, их излишняя самоуверенность и нередкое пренебрежение опасностью. В этом возрасте подросток часто уверен, что с ним не произойдет то, что порой случается с другими, в связи с этим они демонстрирует рискованное так называемое «бесстрашное» поведение. Кроме этого, подростковый возраст характеризуется рядом личностных особенностей, напрямую связанных с проблемами формирования у них культуры безопасного поведения. Таким образом, при формировании грамотности безопасного поведения необходимо учитывать деятельностный компонент (мотивы, знания и умения по обеспечению безопасности на дороге, опыт самостоятельного решения проблем безопасности, также опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий), качества личности, ориентации базовой культуры личности, главные функции которых – это защита от факторов риска, а также формирование безопасных условий нахождения на дороге, улице, в школе, в быту и т.д. и развитие безопасности жизнедеятельности в целом. Выявленная актуальность и противоречия обусловили выбор темы курсовой работы «Формирование у старшеклассников грамотности безопасного поведения». Объект исследования - культура безопасного поведения учащихся. Предмет исследования - формирование у старшеклассников грамотности безопасного поведения Цель исследования состоит в теоретическом изучении особенностей формирования грамотности безопасного поведения у школьников как компонента содержания образования. Задачи: 1.На основе изучения научно-методической литературы определить понятие «безопасность» как основу развития личности учащегося. 2.Рассмотреть понятие и сущность культуры личной безопасности в современном образовательном процессе. 3.Охарактеризовать системный подход к деятельности образовательных учреждений по формированию у старшеклассников грамотности безопасного поведения. 4.Дать рекомендации по организации работы со старшеклассниками по формированию культуры безопасного поведения. Методы исследования: теоретические – анализ, систематизация интерпретация источников информации по теме исследования. Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований ученых, рассматривающие разнообразные аспекты изучаемой проблемы, среди которых Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов, И.С. Зимина, В.Н. Мошкин, Ю.Л. Науменко, В.В. Гафнер и др. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы. Формирование безопасного поведения у старшеклассников является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях. Учащийся, обладающий культурой безопасности жизнедеятельности, отличается определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасности, осознанием возможностей уклониться от них, наличием навыков преодоления опасности. Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности жизнедеятельности становятся насущной потребностью в жизни каждого школьника, общества, государства, потому что они, в конечном итоге, формируют национальную безопасность России. Постоянное повышение общего уровня грамотности в области безопасности жизнедеятельности, а в частности грамотности в этой области, будет способствовать обеспечению социального благополучия подрастающего поколения. Соблюдение норм безопасного поведения должно способствовать воспитанию в каждом школьнике таких качеств, как ответственное отношение к сохранению природной среды, к личному здоровью, которое представляет собой как индивидуальную, так и общественную ценность. В системе образования Российской Федерации данной теме уделяется особое внимание: разрабатываются программы, учебно-методические материалы, методики обучения ОБЖ. В настоящее время государство, общество и система образования большое внимание уделяет безопасности детства. Ключевая роль в обеспечении личной безопасности отводится образованию. Последними Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования был введен термин «безопасный образ жизни». Акцент делается на детальном описании содержания этого понятия - от выполнения основных правил до формирования установок и ценностей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о необходимости формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение проблемы минимизации влияния социальных, информационных, природных, техногенных, экологических факторов риска на качество жизни детей и подростков, на наш взгляд, должно осуществляться на начальных этапах формирования ценностных установок у подрастающего поколения, т. е. в сфере образования — дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального и пр. Таким образом, именно дальнейшее реформирование сферы образования должно внести в деятельность образовательных учреждений изменения, позволившие бы им как в материальном, так и в методическом и информационном ресурсном обеспечении смоделировать систему деятельности всех служб образовательного поля, включая службу сопровождения, успешно функционирующую в направлении решения поставленной задачи и ликвидации проблемы слабого культурного потенциала с направленностью на сохранение жизни и здоровья детей и подростков. Перспективы дальнейшего изучения темы. Данное исследование не является исчерпывающим, поскольку проблема развития творческих способностей комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разновекторный анализ в теории и практике образования, что может быть связано с дальнейшей разработкой методических материалов по указанной проблеме. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: «31»января 2023 г.). 2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: «31»января 2023 г.). 3.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: «31»января 2023 г.). 4.Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 30.08.2005 года № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] URL: http://sh380.krsl.gov.spb.ru/2021-2022(дата обращения: «31»января 2023 г.). 5.Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, В.Ф. Трусов. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. 204 с. 6.Большаков Е.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ: методические рекомендации. М.: Лабиринт, 2010. 58 с. 7.Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. М.: Деловой экспресс, 2020. 130 с. 8.Гафнер В.В. Культура безопасности и профессиональная деятельность педагога // Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI века. 2019. №10. С.45-47. 9.Горина Л.Н., Модель системы оценки сформированности компетентности безопасности жизнедеятельности человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2019. №3. С.89-92. 10.Ерохина Л. Ю. Моделирование в формировании безопасного поведения участников дорожного движения [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedeme.ru(дата обращения: «31»января 2023 г.). 11.Зимина И.С. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11. C.8–12. 12.Мальцев В.П. Актуальные вопросы методологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №42. С.130–133. 13.Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. Барнаул. Издательство БГПУ, 2017. 315 с. 14.Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании школьного образования // Ползуновский вестник. 2013. № 12. С.231-233. 15.Мошкин В.Н. Нравственные качества как средство безопасности // Основы безопасности жизни. 2018. № 5. С.112-114. 16.Науменко Ю.Л. Модель формирования культуры безопасности личности учащегося. // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 4. С.90-92. 17.Науменко Ю.Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/(дата обращения: «31»января 2023 г.). 18.Попков А. В. Формирование безопасного поведения подростков во внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/(дата обращения: «31»января 2023 г.). 19.Репин Ю.В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2021. № 8. С.21-24. 20.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] URL:https://search.rsl.ru(дата обращения: «31»января 2023 г.). 21.Самсоненко Л.С. Психолого-педагогическое условие формирования безопасного поведения у учащихся подросткового возраста. М., Просвещение, 2019. 130 с. 22.Сорокина Л.А. Формирование готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/(дата обращения: «31»января 2023 г.). 23.Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2017. 415 с. 24.Статистика детского травматизма [Электронный ресурс] URL:https://rosinfostat.ru/travmatizm/(дата обращения: «31»января 2023 г.). 25.Тимофеева Л.Л. Повышение компетентности учителей по проблеме формирования культуры безопасности у учеников // Менеджер образования. 2021. №2. С.89-90.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
самовольное оставление части или места службы, понятие, состав и виды. Отличие от дезертирства
Количество страниц:
30
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Готическая архитектура Высокого Средневековья Англии, Франции и Германии: общая стилистика и специфика местных традиций.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История Средних веков
курсовая работа
Краудфандинг как новый способ финансирования проектов
Количество страниц:
35
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image