Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, вере, традициям и культуре других народов. Поэтому одной из главных задач образовательных учреждений является осуществление правового воспитания подрастающего поколения.
Правовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении представляет собой целенаправленный, организованный, управляемый педагогический процесс, целью которого является формирование у детей основ правовой культуры. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются такие качества личности, как нравственность, духовность, гражданственность, формируются социальные и правовые установки, модели отношения к себе и другим. Поэтому традиционно правовое воспитание рассматривается педагогами и методистами в контексте воспитания духовно-нравственного.
Правовое воспитание дошкольников можно охарактеризовать как комплексный процесс, включающий в себя работу с педагогическим коллективом, с детьми и родителями. Крайне важно осознавать, что эффективность правовоспитательной деятельности во многом зависит от знаний педагогов в области права, их педагогических компетенций, мотивации и практического опыта, а также от информированности родителей о правах ребенка и вовлеченности семьи в воспитательную деятельность ДОО.
Правовое воспитание дошкольников осуществляется с опорой на основные нормативно-правовые акты, связанные с защитой прав ребёнка в международном и отечественном правовом пространстве.
Старший дошкольный возраст – благоприятное время для осуществления правовоспитательной деятельности. Дети в этом возрасте восприимчивы, доверчивы, открыты, проявляют интерес ко всему, что их окружает. У старших дошкольников появляется ярко выраженная потребность общения со взрослыми и сверстниками, изменяется характер взаимоотношений с окружающими: ведущим в общении становится познавательный мотив. У ребёнка постепенно складываются представления самом себе, появляется оценочное отношение к социальным явлениям, фактам и событиям.
У старших дошкольников активно развивается абстрактное мышление, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, любознательность. Они уже способны сопоставлять полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, выражают сомнение, вступают в спор. Развивается и обогащается речь. Воображение, наглядно-образное мышление, интеллект также не останавливаются в своем развитии.
Благодаря перечисленным факторам, становится возможным осуществлять правовое воспитание в ДОО с использованием самых разнообразных приемов, методов и средств, которыми располагает педагогическая наука.
Ведущими методами в данном случае являются те, которые позволяют педагогу наиболее действенно осуществлять процесс правового воспитания: это методы наблюдения, убеждения, поощрения, принуждения, примера, соревнования и др. Среди форм работы в этом направлении наиболее подходящими и продуктивными выступают диалоги на этические темы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, инсценировки, подвижные игры, продуктивная деятельность и др. Данные формы позволяют не только преподнести в доступной старшим дошкольникам форме необходимые знания о правах человека, но и способствовать их применению на практике, помогая ребёнку в познании окружающего мира.