ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬCКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Теория решения изобретательских задач: понятие, этапы развития, принципы, основные аспекты и методы 5 1.2 ТРИЗ как средство развития творческих способностей младших школьников 10 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В ОБРАЗОВАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 15 2.1 Использование приёмов ТРИЗ на уроках русского языка в начальной школе 15 2.2 Применение ТРИЗ-технологии при обучении младших школьников математике 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

-

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
88% уникальность
2023 год
5 просмотров
Кулиев, Р.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬCКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5 1.1 Теория решения изобретательских задач: понятие, этапы развития, принципы, основные аспекты и методы 5 1.2 ТРИЗ как средство развития творческих способностей младших школьников 10 ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В ОБРАЗОВАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 15 2.1 Использование приёмов ТРИЗ на уроках русского языка в начальной школе 15 2.2 Применение ТРИЗ-технологии при обучении младших школьников математике 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
В ХХI веке образование в России претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения серьезно затрагивают цели и стратегические направления образования, что, в свою очередь, приводит к необходимости перестраивать структуру образования, менять технологии и методики обучения. В переходные, кризисные периоды развития всегда общества возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности. Исключение из школьной практики однообразного, шаблонного подхода в обучении становится необходимым условием таких изменений.


Если вам нужна дипломная работа на заказ цена в Ростове приятно удивит. Закажи на Work5.


Цель ТРИЗ-педагогики – подготовить обучающегося жить и реализовывать себя в динамично изменяющемся мире. В этом контексте становится вполне обоснованным и своевременным применение ТРИЗ в учебном процессе начальной школы. Младший школьный возраст – крайне благоприятное время для развития творческих способностей детей, что является неотъемлемой частью личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Творчески сориентированная личность готова к внезапным изменениям и способна к принятию этих изменений в решении творческих задач, удовлетворяющие поставленные цели. Для того, чтобы жить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Для удовлетворения социального запроса необходимо применять в школьном образовании инновационные технологии, ведущее место среди которых занимает теория решения изобретательских задач. ТРИЗ-педагогика решает важнейшие задач современного образования, но при этом возможности её применения в образовательном процессе начальной школы не исследованы достаточно тщательно. Этим обусловлена актуальность нашего исследования. Объектом исследования является процесс развития творческих способностей младших школьников с помощью элементов ТРИЗ. Предметом исследования являются методы и приёмы, способствующие развитию творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и математики с применением ТРИЗ-технологии. Цель работы представляет собой изучение основных аспектов, касающихся развития творческих способностей учащихся начальной школы с использованием методов и приёмов ТРИЗ. Задачи исследования: − рассмотреть теорию решения изобретательских задач, этапы её развития, принципы, основные аспекты и методы на основе анализа научной и методической литературы, в которой раскрывается сущность ТРИЗ как педагогической технологии; − рассмотреть ТРИЗ как средство развития творческих способностей младших школьников; − рассмотреть использование методов и приёмов ТРИЗ на уроках русского языка в начальной школе; − рассмотреть методы и приёмы ТРИЗ при обучении младших школьников математике. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация и обобщение информации). Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.  

Читать дальше
Школа XXI века должна готовить личность, способную максимально эффективно использовать свой потенциал в получении новых знаний и творчески, грамотно их применять. Жизнь в эпоху высоких технологий требует от выпускника не шаблонных привычных подходов, а гибкости, беглости, оригинальности и разработанности мышления при решении актуальных задач, возникающих в процессе его жизнедеятельности. Следовательно, заложить в ребёнка нужные качества, удовлетворяющие требованиям современного общества, необходимо как можно раньше. Начальное общее образование призвано решать поставленные задачи, используя весь инновационный педагогический опыт и знания. Современная педагогика находится в стадии активных поисков методик, приёмов и средств достижения заявленных целей. Одним из способов решения такой сложной насущной задачи выступает ТРИЗ-технология, изобретённая Г.С. Альтшуллером еще в середине XX века. Особенностями данной технологии являются её универсальные методы и приёмы, которые возможно применять в самых различных областях. Педагогика давно взяла на вооружение теорию решения изобретательских задач, но её адаптация в образовательной системе продолжается до сих пор. ТРИЗ предлагает структурированный подход к мышлению и множество разнообразных инструментов (приемов), позволяющих придумывать новое, находить нестандартное, т.е. помогает оптимизировать процесс творчества, но при этом она не дает готовых схем и вариантов решения, а стимулирует искать эти решения, показывает пути, по которым следует двигаться в этих поисках. Кроме того, ТРИЗ учит понимать первопричины возникающих проблем, которые предстоит решать; владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности; формирует умения прогнозировать возможные последствия своих решений; развивает у обучающихся навыки самостоятельного поиска и получения необходимой информации. ТРИЗ как педагогическая технология выступает средством целенаправленного, систематического развития творческого мышления обучающихся начальной школы, направленное на преобразование действительности, формирование творческой личности, подготовленной к решению сложных противоречий в различных областях деятельности. Использование на уроках в начальных классах таких универсальных методик ТРИЗ, как «мозговой штурм», синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях), морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения) и метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) дают педагогам возможность использовать полученные обучающимися знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач, выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности каждой личности, развивать познавательный интерес обучающихся, способствовать приобретению навыков продуктивной групповой и индивидуальной работы. Рассмотренные в данной в работе методики и приёмы ТРИЗ, которые возможно использовать на уроках русского языка и математики, нацелены на формирование у учащихся творческих способностей и воображения, изобретательности, умения нестандартно мыслить и применять ранее полученные знания в совершенно новой для них ситуации, способствуют становлению и развитию креативной личности. Изучение материала школьных предметов на основе ТРИЗ позволяет учащимся видеть единство нашего мира, глубже разбираться в его закономерностях, формирует у них стиль мышления, помогающий усваивать новые знания не только на уроках, ведущихся на основе ТРИЗ-педагогики, но и при самостоятельном изучении.  
Читать дальше
1. Авдеева, Т.Г. ТРИЗ как средство развития творческой личности. / Инновации в науке, 2013. - №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/triz-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 10.02.2023) 2. Асафьев, Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973. 3. Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших школьников. / Мир науки, культуры, образования, 2011. - №3 (30). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-spetsifika-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 09.02.2023) 4. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе. / Научные исследования в образовании, 2013. - №1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-triz-pedagogiki-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 09.02.2023) 5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 319 с. 6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. 7. Гвоздикова, Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе, 2014. - №5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-triz-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 10.02.2023) 8. Гин, А. Приёмы педагогической техники / А. Гин. – Москва: Вита, 2000. – 87 – 88 с. 9. Гин, С. И. Мир загадок: программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе: пособие для учителя: 1 класс / Светлана Гин. — 3-е изд., доработанное. — Москва: Вита-Пресс, 2018. — 111 с. 10. Гончарова, А. С. Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики / Гончарова А. С. — Москва: Галактика, 2021. — 112 с. 11. Горев, П.М., Утёмов, В. В. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: Учебно-методическое пособие. – Книжный дом ЛИБРОКОМ", 2014. – 112 с. 12. Дмитриева, Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1976. – Вып.11. 13. Злотин, Б. Л. Изобретатель пришел на урок: развиваем креативное мышление / Борис Злотин, Алла Зусман. — Москва: Галактика, 2021. — 298 с. 14. Измайлова, Н.А. Применений моделей триз-технологии на уроках в начальных классах // Концепт, 2014. – №8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primeneniy-modeley-triztehnologii-na-urokah-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 09.02.2023) 15. Исламова, Э.С., Разливинских, И.Н. Использование методов ТРИЗ-технологии на уроках математики в начальных классах // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2018. - №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metodov-triz-tehnologii-na-urokah-matematiki-v-nachalnyh-klassah (дата обращения: 10.02.2023) 16. Киселева, Н.А Лингвистические задачи и их классификация // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2018. - №2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskie-zadachi-i-ih-klassifikatsiya (дата обращения: 10.02.2023) 17. Кислов, А.В., Пчелкина. Е.Л. новые задачи для изучающих ТРИЗ. / (Сост. А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина). – М.: КТК «Галактика», 2018. – 216 с. 18. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «Творческие способности» / Концепт, 2015. - № 9. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-sposobnosti (дата обращения: 10.02.2023) 19. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие/ О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб., КАРО, 2013. – 144 с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО») 20. Кукалев, С.В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие, М.: 2014. — 416 с. 21. Маркова, Ю.А. Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации творческого мышления // Инновационное развитие профессионального образования, 2018. - №6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-triz-kak-sredstvo-aktivizatsii-tvorcheskogo-myshleniya (дата обращения: 09.02.2023) 22. Михайлов, В.А., Горев, П.М., Утёмов В. В. Научное творчество: методы конструирования новых идей: Учебное пособие. – Киров: ЦИТО, 2014. – 80 с. 23. Мордкович, А. Г. Беседы с учителями математики [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. Г. Мордкович. – М.: Оникс 21 век, 2015. – 336 с. 24. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений / А.П. Панфилова - М.: Школьная пресса, 2012. – 524 с. 25. Первякова, С.А. ТРИЗ-технологии в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО // Концепт, 2013. - №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/triz-tehnologii-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyah-vnedreniya-fgos-noo (дата обращения: 09.02.2023) 26. Петров, В. Талантливое мышление. ТРИЗ. М.: Издательские решения, 2020. – 230 с. 27. Пчелкина, Е.Л. Развитие речемышления у детей: методическое пособие. - М.: КТК «Галактика», 2019. – 203 с. 28. РА ТРИЗ: Ассоциация российских разработчиков, преподавателей и пользователей ТРИЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ratriz.ru/metodicheskie-materialy/rtv (дата обращения: 10.02.2023) 29. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб. пособие / В. П. Ручкина. ; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т» – Екатеринбург, 2016. – 313 с. 30. Селюцкий, А.Б. Дерзкие формулы творчества / (Сост. А. Б. Селюцкий). — Петрозаводск: Карелия, 1987.— 269 с: ил.— (Техника — молодежь— творчество). – 263 с. 31. Тикеева, Э.А. К вопросу о формировании и развитии творческих способностей учащихся начальных классов в процессе математического образования // Э.А. Тикеева. - Инновационная наука. № 1-2, 2015. - 288 с. 32. Токарев, А.В. Использование инструментов ТРИЗ на уроке математики / Концепт, 2013. - №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-instrumentov-triz-na-uroke-matematiki (дата обращения: 11.02.2023) 33. Утёмов, В. В., Зиновкина, М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с. 34. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Точка», 2018. – 121 с. 35. Халдаров. Х.А., Кадирова, Г.А. Оценка знаний обучающихся с использованием таблично-опросного метода «Инсерт» // Современное образование (Узбекистан), 2018. - №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-znaniy-obuchayuschihsya-s-ispolzovaniem-tablichno-oprosnogo-metoda-insert (дата обращения: 10.02.2023) 36. Юхно, Т.Ю. Использование элементов НФТМ триз на уроке русского языка в начальной школе // Концепт, 2013. - №2 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-nftm-triz-na-uroke-russkogo-yazyka-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 10.02 2023)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Правовой режим акта государственного управления: принятие, действие, прекращение действия
Количество страниц:
22
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Административное право
курсовая работа
Законность и правопорядок
Количество страниц:
35
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Центральный банк и его основные функции
Количество страниц:
30
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономическая теория
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image