ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Монашество на Руси в домонгольский период 5
1.1. Происхождение монашества 5
1.2. Распространение монашества 9
ГЛАВА 2 Быт монастырей на Руси в домонгольский период 15
2.1. Быт монахов 15
2.2. Доходы монастырей 18
2.3. Миряне в домонгольский период на Руси 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
Монастыри ещё с древних времён стали частью русской культуры. На Руси с момента создания образовалась устойчивая система монастырей. Монашество на Русь пришло с принятием христианства, которое мигрировало из Византии в месте с церковной культурой. Во время принятия Русью христианства византийское монашество переживало очередной подъем.
Монашество на Руси сразу заняло своё место и прочно закрепилось в религиозной жизни древнерусского общества. Монастыри стали не только символом веры, но благосостояния князя или архиерея. Подобная ситуация послужила тому, что выросло число «ктиторских» - это обители жизни которых зависела от ктитора – мецената.
Лишь после появления Печерского монастыря – обители, который создал русский монах – отшельник можно и с этого момента и началось русское монашество. Являясь замкнутыми, монастыри не были полностью изолированы от внешнего мира. Монастыри принимали активное участие в общественной жизни древней Руси. Активное влияние на общество было не только с помощью проповедей среди населения всех сословий, но участие в политической жизни в качестве политических фигур стали игумены и архимандриты своим авторитетом они могли влиять на общественное мнение и мнение князя и других политических деятелей. Монастыри охватывали и социальную деятельность затрагивая все слои населения.
Древнерусские иноки стали духовниками мирян и то же оказывали своё влияние это выражалось в просветительской деятельности среди общества. Иноки своим личным примером показывали, каким должен быть мирянин. Подобный наглядный пример не мог не отозваться в сердцах простого люда.
Подводя итог можно сказать, что духовенство и миряне оказались прочно связаны друг с другом и не могли больше существовать друг без друга. Монастыри за не большой срок с момента появления стали оказывать своё влияние на все уровни жизни в обществе древней Руси.
Читать дальше
1. Смолич И. К. Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (988—1917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997.
2. Тихомиров М. Н. Русская культура X-XVIII вв. М.: Наука, 1968.
3. Шепилева О. Е. Принципы изображения святого в житийной литературе: (на материале "Жития Феодосия Печерского") // Кирилло - Мефодиевские чтения в Магадане: сборник статей по материалам конференций разных лет 2013. С. 118 - 126.
4. Свердлов М. Б. Мирские реалии в Житии Феодосия Печерского // Древняя Русь: вопросы медиевистики: ежеквартальное издание. Июнь 2021: № 2 (84). С. 7 - 14.
5. Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского : Проблемы источниковедения // Древнейшие государства Восточной Европы. 2000. М., 2003. 173-277.
6. Гайденко П. И. К проблеме отношения мирян к монашеству в Древней Руси (XI-XIII вв.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 1. С. 40-44. https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2015_11-1_08.pdf
7. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI – первая треть XVII века) // Герменевтика древнерусской литературы: Сб. 16-17. М., 2014. С. 9-388.
8. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003.
9. Конявская Е. Л. К вопросу об особенностях «Жития Авраамия Смоленского» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 1 (3). С. 111-113.
10. Конявская Е. Л. Нравственное значение Киево-Печерского патерика в древнерусской культуре XV века // Герменевтика русской литературы. — М.: Институт мировой литературы им. A. M. Горького Российской академии наук, 1992. № 3. С. 288-312.
11. Каноническое право о народе Божием и о браке / Сост.: свящ. И. Юркович. М., 20002, 28 с.
12. Афанасьев Н., протопр. Церковь Духа Святого. П., 1971. 82 с.
Читать дальше