Введение 3
1. Основные аспекты биографии Выготского 5
2. Становление психологии искусства 8
3. Психологическая проблема искусства 14
4. Искусство как познание 16
5. Функции искусства 19
Заключение 30
Список литературы 31
Читать дальше
Проблема психологии искусства, представляясь одной из самых привлекательных, вместе с тем является мало разработанной областью психологии, насчитывающей небольшое число серьезных глубоких исследований. А вместе с тем, именно этот раздел психологии является особенно важным в сегодняшнем мире. Наше время - значительная эпоха в развитии не только науки, но и искусства. Появляются новые виды и жанры искусства, совершенствуются формы функционирования сценических искусств под влиянием технических средств. Именно поэтому так необходимо уделить внимание изучению творчества с психологической стороны, выдвигая на главный план личность как основного участника – творца данного процесса.
Однако во многих из них основное внимание уделяется исследованию психологии искусств на базе анализа художественного произведения. Но также не стоит забывать, что искусство, являясь понятием многогранным и разносторонним, включает в себя также и деятельность художественную, музыкальную и непременно сценическую.
«Психология искусства», к сожалению, единственная работа Л. С. Выготского, объясняющая отношения человека и искусства. Работа была написана еще молодым ученым, поэтому изобилует цитатами, ссылками на других авторов, в основном, на работы Плеханова, и поэтому не имеет четко сформированных индивидуальных мыслей. На страницах книги автор много полемизирует или соглашается с другими течениями, мыслителями: Маркс, Плеханов, Луначарский, Фрейд, Бехтерев, Спиноза… Принимая или отвергая теории, Выготский в ходе своих рассуждений объясняет, делает выводы, задает вопросы. Не все вопросы имеют точный и внятный ответ, не всегда это мысли самого Выготского. Данный труд дает хорошую почву для дальнейшей работы психологов, философов, искусствоведов. Тема важная, нужная, актуальная в современном мире, поскольку искусство на данный переживает в данный момент не самый благоприятный период.
Читать дальше
1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 504 с.
2. Брушлинский А.В. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. 576 с.
3. Выготский Л. С. Психология искусства: учебное пособие / Выготский Л. С. – Ростов н/Д: Феникс; Мн.: Современное Слово, 1998. – 480 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. – М.: Изд. «Лабиринт», 1997. – 416 с.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский; Л.С. Выготский; Общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. — 3 изд. — Москва: Искусство, 1986. — 573с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека /Л.С. Выготский. — Москва: Смысл "ЭКСМО", 2003. — 1136с.
7. Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е. А. Малянов и др. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2002. – 440 с.
8. Мансуров Е. А. Психология творчества: вневременная родословная таланта / Е. Мансуров. – М.: Алгоритм, 2014. – 447 с.
9. Розин В.М. Генезис европейского искусства. Философский и культурно-исторический анализ. М.: Голос, 2011. 397 с.
10. Розин В.М. Психология: наука и практика. Изд-во РГГУ, Омега-Л, 2005. 544 с.
Читать дальше