Введение 3
1. Теоретические основы исследования 5
1.1 Жанр триллера в русской литературе и его особенности 5
1.2. Лингвистические исследования текстов жанра хоррора 5
1.3. Проза Дарьи Бобылёвой, как материал исследования 10
2. Семантические группы лексики, обозначающие метаморфозы 12
2.1 Лексико-семантические группы и способы их анализа 12
2.2. Картотека лексики с семантикой метаморфоз 13
Заключение 18
Список литературы 20
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение лексики, семантики метаморфоз в романе Дарьи Бобылёвой «Вьюрки». Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрен жанр триллера в русской литературе и его особенности
- описаны лингвистические исследования текстов жанра хоррора;
- рассмотрена проза Дарьи Бобылёвой, как материал исследования;
- проанализированы лексико-семантические группы и способы их анализа;
- составлена картотека лексики с семантикой метаморфоз.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
Принцип метаморфозы в лингвистическом аспекте может быть использован для изучения и обоснования семантических, синтаксических и словообразовательных изменений в языке. В целом динамику движения слов в когнитивном аспекте на всех структурных уровнях можно рассматривать как метаморфозы семантического поля. Так, например, на синтаксическом уровне находим метаморфозы в некоторых КФ через взаимодействие имен между собой через предлоги, частицы и непроизводные наречия, а также во взаимодействии имени и глагола, в котором существует категория причинности, а именно «не только в статическом смысле временной последовательности, но и в динамическом энергетическом смысле».
Сущность и смысловое поле имен приводится в движение глаголом, который определяет дальнейшее развитие хода речевой деятельности.
В методологическом аспекте принцип метаморфозы открывает новые возможности лингвометодической разработки оптимальной организации учебного процесса. Качественные изменения, то есть метаморфозы в изучении нового языка, происходят в два этапа:
- на первом этапе возникает новое семантическое поле, которое включает в себя как знакомство с языковыми реалиями, так и изучение правил синтаксиса, а также опыт использования коммуникативных единиц. При этом создается речевая плазма (как запас «живых" речевых элементов, которыми человек может свободно и естественно пользоваться);
- с развитием «критической массы» языковой плазмы происходят метаморфозы - качественно меняется уровень владения языком. Семантическое поле становится полем творческой реализации - оно открывает возможность свободного общения, мышления на новом языке. Каждое слово, каждое выражение, КФ больше не требует длительного усвоения, а становится ключом к дальнейшему движению в области языка. В сознании формируется целостная картина мира, присущая менталитету изучаемого языка.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский / И. В. Арнольд. - 10-е изд. - Москва: стереотип, 2012. - 384 с.
2. Арсентьева, Е. Ф. Национально-культурные особенности фразеологизмов / Е. Ф. Арсентьева // III Международные чтения Бодуэна : И. А. Бодуэн де Куртенэ и актуальные проблемы теоретического и прикладного языкознания (Казань, 23-25. Май 2006) : Труды и материалы : в 2 т. / Казань. гос. ун-т; под общей редакцией К. Р. Галиуллиной, Г. А. Николаева. - Казань : Изд-во Казань. ун-та, 2006. - Т. 2.- с. 122-124.
3. Архангельский, В. Л. Устойчивые словосочетания в современном русском языке. Основы теории устойчивых фразеологизмов и проблемы общей фразеологии / В. Л. Архангельский. - Ростов-на-Дону : изд-во Рост. ун-та, 1964. - 315 с.
4. Аскольдов С.А. Понятие и слово. // Русская литература. Антология. - М.: Академия, 1997. - 350 с.
5. Бен А. Стилистика и теория устной и письменной речи / А. Бен. - М.: Книжный дом "Либроком", 2012. - 320 с.
6. Бобкова Н.Г. Особенности постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагее / Н.Г. Бобкова. -Улан-Удэ, 2010. - 189 с.
7. Вайс В. В поисках Грааля, или об искусстве художественного детектива / Вайс // Интернет-журнал "Перекресток". За чашкой кофе о литературе, искусстве и науке: электронный журнал. - 2013 год. [Электронный ресурс] : доступа:http://weissview.blogspot.ru/2013/09/blog-post.html (дата обращения: 01.02.2023)
8. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996. - 352 с.
9. Горбунова А.М. Особенности языка и стиля Дэна Брауна в аспекте перевода / А.М. Горбунова. - Москва, 2010. - 167 с.
10. Грошева Л.Н. Социальная тревожность и ее преодоление у верующих и атеистов. М., 2004. - 28 с.
11. Деревянко Я.С. Особенности перевода концептуальных метафор на русский язык в работе Дэна Брауна "Ад" / Ю. С. Деревянко, О. В. Дехнич// Сборник научных студенческих работ т. 6 / отв. ред. Е.В. Пупыниной. - Белгород: ИД "Белгород", НИУ "Белга", 2014. - с. 57-60.
12. Коричневый. Ад / Д. Браун. - Москва: АСТ, 2013. - 270 с.
13. Купина Н.А. Творческий стиль / А.Н. Купина. - М.: Кремень, 2014. - 185 с.
14. Мороховской У. Стилистика английского языка / А.Н. Мороховский. - Киев: в школе, 1991. - 272 с.
15. Русский и итальянский языки // Современные теории и методы обучения иностранным языкам: материалы IV Международной научно-практической конференции «Языки мира и мир языка». М., Экзамен, 2007. - с. 39-41.
16. Струкова Т.Г. Литературная мозаика / Т.Г. Струкова. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2005. - 336 с.
17. Толковый словарь русского языка им. С.И. Ожегова / электронный словарь. [Электронный ресурс] : http://www.ozhegov.com/words/6991.shtml (дата обращения: 01.02.2023)
18. Федоров А. Искусство прошлого как часть картины мира в массовой литературе конца 19-го и начала 21-го веков / А. Федоров // Бельгийские просторы: электронный журнал. - 2007 год. - № 11'07 [Электронный ресурс] : http://www.hrono.ru/text/2008/fedor11_07.html (дата: 01.02.2023)
Читать дальше