ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ 8 1.1. Сущность понятия и характеристика лидерских качеств 8 1.2. Понятие эмоционального интеллекта и его модели 16 1.3. Анализ исследований лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков 21 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ 27 2.1. Организация процедуры исследования и описание диагностических методик 27 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 29 2.3. Психологические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 40 Выводы по второй главе 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Взаимосвязь лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков»

дипломная работа
Психология
51 страниц
71% уникальность
2023 год
15 просмотров
Паргачевская И.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ 8 1.1. Сущность понятия и характеристика лидерских качеств 8 1.2. Понятие эмоционального интеллекта и его модели 16 1.3. Анализ исследований лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков 21 Выводы по первой главе 25 ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ 27 2.1. Организация процедуры исследования и описание диагностических методик 27 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 29 2.3. Психологические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта в подростковом возрасте 40 Выводы по второй главе 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46 ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Читать дальше
Актуальность исследования. В соответствии с нормами сегодняшнего дня в социуме активировался нарастающий спрос в лидерах, с выраженными качествами организаторов, которые способны руководить и способных понимать мотивы окружающих индивидов, повышая эффективность деятельности всей организации используя полученные данные. В реальности же большая часть начальствующего звена отличается пониженным уровнем профессиональных качеств, а это неэффективное функционирование деятельности предприятия. В отечественной психологии на современном этапе есть определение лидера, являющегося членом малой группы, именно он выдвигается на первый план при необходимости решения поставленной конкретной задачи, продуктивно взаимодействуя с участниками всей группы данной организации. Лидера отличает высокий уровень активности, которая помогает при организации деятельности при решении сложной задачи. Термин «эмоциональный интеллект» дает представление о возможности понимания не только своих, но и чужих внутренних эмоциональных состояний, а также дает представление как управлять ими [19]. В более расширенном представлении этот термин дает понимание о способности человека-лидера к продуктивному и эффективному взаимоотношению при лучшем понимании эмоциональных состояний окружающих людей, а также подстройке под их актуальное состояние эмоций. Также это определение включает в себя способность к выдержанному взаимодействию с участниками группы. Данное качество является ценным, если деятельность подразумевает близкую коммуникацию с окружающими.


Дипломная работа по электронике на заказ является подходящим решением для тех, кто не хочет писать работу самостоятельно. Доверьте ваш диплом профессиональным авторам Work5!


Стоит отметить тот факт, что если общее развитие мышления человека является фактором академической успешности (образованности), то переход на высокий уровень развития с использованием эмоционального интеллекта позволит достигать больших успехов в выбранной профессии и успешности в целом. Актуальность выбранной темы дипломной работы является потому, что понятия лидерства и эмоционального интеллекта широко распространены в разных научных направлениях: психологии, социологии, политологии и в ряде других социальных наук. Данным понятиям посвящены обширные теоретические и эмпирические (практические труды) исследования различных ученых. Изучение лидерства и лидерских качеств у подростков имеет непосредственную прагматическую направленность в психологии и педагогике. Данное направление научных исследований служит разработке методов продуктивной организации, а также отбора индивидуумов с проявлениями лидерских качеств. Именно поэтому эмоциональный интеллект на данный момент занимает важное место в психике личности. Эмоциональный интеллект является самым адаптивным и эффективным видом орудия при тесном контакте личности с окружающим миром. Данное качество реализуется сложнейшими путями и выходит далеко за пределы непосредственно разовых контактов, поскольку необходимо более стойких межличностных отношений. Цель работы: исследовать взаимосвязь лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков. Объект исследования: лидерские качества и эмоциональный интеллект подростков. Предмет исследования: взаимосвязь характеристик лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков. Гипотеза исследования: существует связь между лидерскими качествами и эмоциональным интеллектом у подростков. Задачи исследования: 1. изучить теоретические основы взаимосвязи лидерских качеств и эмоционального интеллекта; 2. определить уровень развития лидерских качеств у подростков; 3. определить уровень развития эмоционального интеллекта у подростков; 4. сопоставить эмоциональный интеллект и лидерские качества у детей подросткового возраста; 5. проанализировать полученные данные опираясь на методы математической статистики; 6. разработать психологические рекомендации педагогам, родителям и педагогу-психологу по развитию эмоционального интеллекта у подростков. Методологическая основа исследования: работы таких авторов как О. Тид [37], Тард Г. [33], Лебон Г. [22], Стогдилл Р. [41]. помогли при рассмотрении проблемы лидерских качеств. В отечественной науке данным направлением занимались О.В. Евтиховым [14], О.С. Виханским [9], А.И. Наумовым [7], Б. Д. Парыгиным[34], Л.И. Уманским[43] и др. А при рассмотрении эмоционального интеллекта – таких, как Р. Бар-Он [54]; Д. Гоулман [13]; Дж. Мэйер [32], П. Саловей [38], Д.Р. Карузо [38]; И.Н. Андреева [5]; Д.В. Люсин [25]; Е.А. Сергиенко [36], И.И. Ветрова [37] и др. Степень научной разработанности проблемы. Изученностью темы эмоционального интеллекта занимались примерно с XX века такие ученые, социологи и психологи. При исследовании темы эмоционального интеллекта, в исследовательских трудах были выявлены свойства личности, которые отличают индивида с лидерскими качествами от обычных людей. К таким качествам по мнению многих ученых можно отнести коммуникативные способности, а также способности к организаторской деятельности, кроме этого и интеллектуальные способности. Актуальность выбранной проблематики исследования эмоционального интеллекта обусловлена тем, что данное качество как предмет социально-психологического исследования является современным и малоизученным феноменом. Кроме этого единая согласованная теория эмоционального интеллекта не разработана. Несмотря на это, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, оказывающих большое влияние на эффективность коммуникативных навыков и социально-психологической адаптации личности. Методы исследования: 1) теоретические методы: анализ и обобщение теоретических положений; 2) эмпирические методы (констатирующий эксперимент, диагностическое тестирование) 3) Количественные методы обработки эмпирических данных: описательная статистика, корреляционный анализ (критерий Пирсона). Методики применялись валидные и проверенные: 1. Методика оценки КОС В.В. Синявский, В.А. Федорошин. [39] 2. Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина. [27] 3. Тест «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий). [16] 4. Тест «Я – лидер» (методика Е.С. Фёдорова, О. В. Ерёмина, модифицирована Т.А. Мироновой). [48] Исследование проходило на базе МБОУ "Аксаковская гимназия №11" г. Уфы. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 детей подросткового возраста 13-15 лет, из которых 34 девушек и 26 юношей. Теоретическая и практическая значимость исследования: данная тема представляет интерес для практики исследования лидерских качеств и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарного ВУЗа, а также развития и дальнейшего усовершенствования, кроме этого позволяет расширить и систематизировать представления об особенностях коммуникативного качества у подростков. Стоит отметить, что разработанные рекомендации будут полезны для развития эмоционального интеллекта у подростков и студентов разных специальностей, что позволит улучшить общий уровень их личной успешности и адекватной самооценки. Структура данной исследовательской работы состоит из введения, двух глав (теоретической и эмпирической (практической)части), выводов после каждой главы, заключения, списка использованной литературы

Читать дальше
На основании вышеизложенного сформулируем следующие выводы: Термин «лидерство» включает в себя понятие как управление, используя исключительные способности лидера, а также влияние на людей в группе, с целью эффективного достижения поставленных целей в общем деле. Лидерские качества закладываются с раннего возраста. Наиболее сензитивным периодом для развития лидерских качеств является подростковый возраст. В данном периоде в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения. Формирование лидерских качеств является планомерным процессом обучения и воспитания, во время которого у подростка могут проявиться качества лидера: активность, инициативность, общительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, организованность, самокритика, работоспособность. Таким образом подростковый возраст является периодом, когда межличностное взаимодействие в коллективе становится особенно важным и даже приобретает статус ведущего типа деятельности. Именно поэтому успешная реализация всех составляющих межличностного взаимодействия в большей мере основывается на качествах эмоционального интеллекта, которая является способностью личности опознавать, адекватно выражать свои эмоции, воспринимать эмоции окружающих, включать эту информацию в общий контекст межличностного взаимодействия. Таким образом развитие эмоционального интеллекта берет начало в дошкольном возрасте, а в более старшем - подростковом периоде эта способность приобретает особое значение для детей. Подростковый период по традиции считается важным и критичным моментом в психическом развитии личности ребенка подросткового возраста из-за значительных преобразований в мотивационно-потребностной сфере данных детей. Таким образом стоит напомнить, что данная работа освещает актуальную проблему развития эмоционального интеллекта детей подросткового возраста. Поскольку эмоциональная сфера личности несет важную информационную нагрузку как самому их ребенку, так и его окружающим людям, то умение выделять ее и грамотно использовать ее в собственных целях является основной особенностью эмоционального интеллекта. Воспитание у детей подросткового возраста умений жить в ладу с собой и другими людьми (сверстниками, педагогами, родителями) также происходит на базе эмоционального интеллекта. Именно поэтому разработка психолого-педагогических средств развития эмоционального интеллекта в образовательном процессе становится актуальной и значимой задачей современного общего образования. Были последовательно решены следующие задачи: 1. Были изучены теоретические труды известных психологов отражающие основы взаимосвязи лидерских качеств и эмоционального интеллекта у подростков; 2. Практическим путем определен уровень развития лидерских качеств у детей подросткового возраста; 3. Также определен уровень развития эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста; 4. Проведен корреляционный анализ, который позволил сопоставить эмоциональный интеллект и лидерские качества у детей подросткового возраста; 5. Разработаны психологические рекомендации педагогам, родителям и педагогу-психологу по развитию эмоционального интеллекта у подростков. Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь между лидерскими качествами и эмоциональным интеллектом у подростков.  
Читать дальше
1. Андреева И.Н. Концептуальное поле понятия "эмоциональный интеллект" [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии, 2009. № 4. С. 131-141. 2. Андреева И.Н. О становлении понятия "эмоциональный интеллект" [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии, 2008. № 5. С. 83-95. 3. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии, 2007. № 5. С.57 – 65. 4. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Текст] / И.Н. Андреева / Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. 5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 – 86. 6. Андриенко, О. А. К проблеме взаимосвязи воспитания личности и развития коллектива / О. А. Андриенко // БГЖ. - 2019. - № 2 (27). - С. 13-15. 7. Андриянченко Е.Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии [Текст] / Е.Г. Андриянченко // Молодой ученый. 2012. № 10 (45). С. 256-261. 8. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «Строим вместе» // Журнал высшей школы экономики. 2008. № 3. С. 137-144. 9. Виханский О.С., Миракян А. Г. Лидерство-служение как фактор социального предпринимательства [Текст]// О.С. Виханский, А.Г. Миракян Управленческие науки. 2018. Т. 8. № 1. С. 100-109.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
Особенности кадровой работы на малом предприятии
Количество страниц:
70
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Коррупционные преступления: причины появления, тенденции развития, проблемы борьбы.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image