Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и характеристика арт-терапии.……….………………………...….5
2. Проявление склонности к наркотической зависимости ………...….…….12
3. Возможности использования арт-терапии для профилактики склонности
к наркотической зависимости ………………………………………….…..16
Заключение…………………………………………………………………...…..23
Список использованных источников………….…………….……………..…...24
Читать дальше
В ходе выполнения данного реферата была достигнута поставленная цель, а именно рассмотрена арт-терапия как средство реабилитации лиц с химической зависимостью.
Существует множество подходов к пониманию метода арт-терапия как среди отечественных психологов, так и в зарубежной литературе. Арт-терапия понимается как метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Арт-терапия включает в себя различные направления: музыкальная терапия, имаготерапия, библиотерапия, телеснодвигательная терапия, терапия творческим самовыражением. Наркотическая зависимость проявляется в различных формах. Зачастую у человека появляется ряд определённых причин, которые ведут к употреблению наркотических веществ: противостояние семейной культуре, плохо осознаваемые последствия употребления, невозможность удовлетворения особо важной потребности и др. Последствия употребления наркотических веществ можно разделить на три уровня: физические, психологические, социальные.
При профилактике наркотической зависимости необходим комплексный подход. Обобщая точки зрения отечественных психологов, я пришел к выводу, что для профилактики наркотической зависимости среди населения можно использовать следующие направления арт-терапии: музыкотерапия, библиотерапия, имаготерапия, изотерапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия. Таким образом, арт-терапия при реабилитации наркозависимых играет важную роль, так как помогает распознать психологические и эмоциональные причины, которые находятся в основе употребления наркотиков, проработать подавленные мысли и чувства, развить самоконтроль, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах, развить творческие способности и повысить самооценку.
Читать дальше
1. Вальдес Одриосола М.С. Арт-терапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 79 с.
2. Герасимова О.Ю. Личностные особенности студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимости / Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова, П.А. Семёнов // Известия Челябинского государственного медицинского университета.– 2019. – № 2. – С. 44-48.
3. Дворянова Д.С. Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние зависимых от употребления психоактивных веществ пациентов реабилитационных центров / Д.С. Дворянова // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей. – 2020. – № 9. – С. 34-37.
4. Донцов Д.А. Модели и формы профилактики употребления подростками психоактивных веществ / Д.А. Донцов, В.Ю. Вепренцова // Школьные технологии. – 2017. – № 3. – с. 45-47.
5. Дрешер Ю.Н. Арт-терапия и её возможности / Ю.Н. Дрешер // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 2. – С. 69-76
6. Змановская Е.В. Девиантное повеление личности и группы / В.Ю. Рыбников, Е.В. Змановская. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 352 с.
7. Калабина Т.Н. Профилактика употребления психоактивных веществ среди молодёжи как основа формирования здорового образа жизни / В.И. Калабин, Т.Н. Калабина // Известия Петрозаводского государственного университета. – 2020. – № 8. – с. 17-23.
8. Копытин А.И. Арт-терапия наркомании: лечение, реабилитации постреабилитация. – Москва: Психотерапия, 2008. – 172 с.
9. Лебедева Л.Ф. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Ф. Лебедева. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 256 c.
10. Папшева Л.В. Арт-терапевтические методы и техники в социально-психологическом тренинге / Л.В. Папшева // Психология развития. – 2012. – № 3. – с. 41-43.
11. Пенская В.Е. Создание WEB-Сайта «Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста» / В.Е. Пенская // Сибирский федеральный университет. – 2016. – № 3. – с. 45-47.
12. Плотникова Ю.С. Арт-терапия как средство реабилитации лиц с наркотической зависимостью / Д.К. Аношкина, Ю.С. Плотникова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 3. – с. 54-57.
13. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н.Е. Пурнис. – Санкт-Петербург: Издательство Речь, 2008. – 174 с.
14. Распопова Н.И. Роль социальных и личностных факторов в генезе аддиктивных расстройств / Н.И. Распопова, М.Ш. Джамантаева, Р.А. Мархабаева // Вестник Казахского Национального медицинского института им. С.Д. Асфендиярова. – 2019. – № 1. – с. 225-230.
15. Снадина Е.Н. Применение комплексного арт-терапевтического воздействия в социальной работе с детьми из семей, находящемся в социально опасном положении / Е.Н. Снадина // Академия. – 2019. – № 2. – с. 87-90.
16. Щербакова Е.М. [Электронный ресурс] // Заболеваемость населения России, 2014-2015 годы / Демоскоп Weekly. 2016. №683-684 – URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2016/0683/barometer683.pdf (дата посещения 25.02.2023).
Читать дальше