ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Поэтика сновидений в художественных текстах
1.1. Литературное сновидение и различные подходы к его изучению ……5
1.2. Виды и функции сновидений в литературных произведениях………...9
1.3. Онейропоэтика и художественная реальность романа………………. 13
Глава 2. Особенности онейросферы в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»
2.1. Система снов в произведении………………………………………...17
2.2. Символическое портретирование Петра в сновидениях персонажей романа…………………………………………………………………. 22
2.3. Петербург как антихристов град в онейрической системе произведения…………………………………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...30
Читать дальше
Исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, позволяет сделать следующие выводы:
1. В современном литературоведении сновидение рассматривается как композиционно-речевая форма, значимая для всей структуры литературного произведения как целого. Основными компонентами структуры литературного сновидения являются границы сна и яви, его содержание и субъективная структура.
2. Основные функции сновидений заключаются в раскрытии внутреннего мира героя и формировании композиционной структуры произведения. Разновидности снов выделяются исследователями в зависимости от выполняемых ими функций, а также степени четкости границ между сном и явью. Нечеткие границы сновидения и реальности часто свидетельствуют о присутствии иррациональных сил в произведении.
3. Историософский роман Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» является мистическим произведением, выражающим размышления автора о судьбе России в контексте не только мирового исторического процесса, но и общего процесса миротворения.
4. Его идеи в произведении реализуются посредством поэтики сновидений, которые видят герои романа. На страницах книги образы Петра I и построенного им Петербурга пронизывают сны персонажей романа в качестве проявлений демонического мира, противопоставленного традиционному миру прежней допетровской России. Царевич Алексей, воплощающий в романе мессианский образ, является главным сновидцем произведения. Его сны и их восприятие героем помогают автору реализовать апокалипсические настроения «конца истории».
Читать дальше
1. Арон Р. Избранное. Введение в философию истории. Пер. с фр. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 543 с.
2. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 1996. – 286 с.
3. Белоусова Е.Г. Проблема индивидуального стиля Д. Мережковского на материале романа «Петр и Алексей» // Вестник Челябинского государственного университета. – 1996. – Т.2. – № 1. – С. 13-16.
4. Билибина И.А. Историческая личность в интерпретации Д.С. Мережковского-художника: автореферат дис. …канд. филол. наук: 10.01.01. – Орловский государственный университет, Орел, 2010. – 21 с.
5. Бреева Т.Н. Жанровая специфика историософского романа в русской литературе XX века // Вестник ТГПУ. – 2010. – № 2 (20). – С. 138-147.
6. Васильева И.Б. Литературные сновидения с когнитивной точки зрения // Вестник Балтийского Федерального университета им. И. Канта. – 2014. – № 8. – С. 100-106.
7. Дронова Т.И. Историософский дискурс: объем понятия (к вопросу о жанровой специфике историософского романа) // Изв. Саратовского университета. Нов. Серия. Филология. Журналистика. – 2014. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 83-88.
8. Дронова Т.И. Принципы художественно-исторического познания Д.С. Мережковского в современном изучении // Изв. Саратовского университета. Нов. Серия. Филология. Журналистика. – 2006. – № 3 (14). – С. 138-142.
9. Кривонос В.Ш. Гоголевский слой в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей) // Изв. Саратовского ун-та. Нов. Серия. Филология. Журналистика. – 2017. – Т. 17. – Вып. 1. – С. 70-74.
10. Михайлова И.М. Принцип двоения в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Вестник СПб. университета. – 2007. – Сер. 9. – Вып. 1 (41). – С. 15-18.
11. Русакова О.Ф. Историософия: толкования предмета и типология // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения РАН. – 2002. – № 3. – С. 3-28.
12. Сергеева Н.М. Поэтика сновидений в художественном сознании Д.С. Мережковского // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Филология. – 2008. – № 1. – С. 140-143.
13. Тамарченко Н.Д. Повествование / Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины и понятия. – М.: Высшая школа, 1999. – 555 с.
14. Теперик Т.Ф. Поэтика сновидения античного эпоса: основные мотивы // Культура античной эпохи, Средних веков и начала Нового времени. – 2008. – № 3 (46). – С. 105-127.
15. Узбекова Г.Ф. Сон как литературный прием в концепции Р.Г. Назирова // Назировский архив. – 2015. – № 1 (7). – С. 172-179.
16. Федунина О.В. Поэтика сна (русский роман первой трети XX века в контексте традиции): монография / О.В. Федунина. – М.: Intrada, 2013. – 196 с.
17. Федунина О.В. Форма сна и её функции в романном тексте // Новый филологический вестник. – 2011. – № 3 (18). – С. 44-57.
18. Кривонос В.Ш. Петербургские сны в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»: нарратив и символика [Электронный ресурс]. URL: https://www.narratorium.rggu.ru (Дата обращения: 13.12.2021).
19. Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) [Электронный ресурс]. URL: https://www.librebook.me (Дата обращения: 13.12.2021).
Читать дальше