Устойчивое развитие общества является одним из важнейших направлений в современной международной политике, нацеленное на решение проблемы урбанизации и включающее такие аспекты, как экономическое развитие, социальное развитие и охрана окружающей среды. Важнейшей тенденцией в устойчивом развитии городской инфраструктуры является коллективное пользование автомобильным транспортом в форме общественного транспорта, такси, проката автомобилей, карпулинга и каршеринга.
Каршеринг возник как альтернатива владения автомобилем, стоимость содержания которого постоянно возрастает в результате плотности трафика, пробок, ограничения доступности и высоких цен на парковку в крупном городе.
Из исследования следует, что Москва стала первым городом на территории РФ, развивающим каршеринг. И этому есть свои объективные причины. Являясь крупнейшим городом России, с постоянным населением более 12,5 млн. человек и ежегодным официально регистрируемым (в последнее десятилетие) приростом населения от 120 до 300 тыс. чел., Москва вынуждена постоянно решать проблему перегрузки автомобильных дорог.
Ежегодно число водителей, пользующихся личным автомобилем, растёт пропорционально увеличению количества жителей столицы, что существенно повышает нагрузку на транспортную сеть мегаполиса.
Кроме того, фактически ежедневно в Москве находится около 25 млн. чел, а в той или иной степени в жизнь московской агломерации втянуто целых 40 млн. чел.
От развития каршеринга и такси выигрывают все: и автомобилисты, и пешеходы, и транспортная инфраструктура города. Каршеринг позволяет разгрузить дороги и парковочное пространство: один автомобиль каршеринга может заменить десять личных. В Москве около 4 млн. автомобилей, благодаря каршерингу их количество может сократиться в 2–3,5 раза, прогнозируют эксперты. Пересаживаясь на каршеринговую машину, автомобилист может сэкономить от 4 до 10% своих затрат, а также имеет возможность выбора из автомобилей разного класса в зависимости от необходимости.
Как и любая новая отрасль, каршеринг сталкивается с определенными препятствиями роста. К ним относятся: количество клиентов, транспортная инфраструктура, государственное регулирование и сложности ведения бизнеса.
Пользование услугами такси в азиатских странах предполагает знание национального языка, что вызывает определенные языковые сложности у туристов. Исключение составляет Индия, в которой используется международный английский и цена на перевозки самая низкая среди трех рассматриваемых государств. Самые дорогие услуги такси в Японии.
Каршеринг и такси являются успешным рынком услуг как во всем мире так в России. Перспективы роста рынка и статистика аналитических агентств показывают нам, что жители больших и малых городов начинают привыкать к политике совместного потребления.
Каршерингом можно пользоваться как в личных целях при поездках в магазин, к друзьям или за город, так и можно воспользоваться при выполнение служебных обязанностей. Каршеринг в России пытается подстроится под любые условия, лишь бы пользователю было комфортно и удобно использовать каршеринговый автомобиль.
Хотя россияне не торопятся расставаться со своими любимыми автомобилями, в отличие от зарубежных пользователей кашеринговых услуг. В ближайшем будущем каршеринговые компании и такси, будут испытывать определенные трудности в своем развитии, однако уже сейчас складываются позитивные предпосылки, способствующие росту нового направления бизнеса в рамках экономики совместного потребления.
Совершенствование системы перевозок легковыми такси представляется в двух направлениях: обеспечение безопасности перевозок и сервисной деятельности.
В качестве базисных положений обеспечения безопасности перевозок, связанных с требованиями к водителю такси и его надежностью должны быть установлены следующие принципы:
1. «Разрешение» на осуществление деятельности по перевозке пассажиров легковыми такси должно быть единственным правовым основанием для этого вида предпринимательской деятельности.
2. Индивидуальные предприниматели должны иметь право на деятельность по перевозке легковыми такси исключительно на основе «Разрешений», выданных на их имя.
3. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, владеющим «Разрешениями», полученными на свое имя, должна быть запрещена передача своих автомобилей индивидуальным предпринимателям со своими «Разрешениями».
4. Диспетчерским компаниям, владельцам мобильных приложений, законодательно должна быть запрещена возможность передачи своих электронных ресурсов физическим лицам без наличия у них «Разрешений» на осуществление деятельности по перевозке легковыми такси.
5. На законодательном уровне должны быть установлены технологические требования к мобильным приложениям диспетчерских компаний. Деятельность диспетчерских компаний должна быть признана «таксомоторной транспортной деятельностью».
6. Диспетчерские компании, владельцы мобильных приложений по заказу такси, должны нести консолидированную ответственность за безопасность перевозки пассажиров совместно с непосредственными фрахтовщиками.
Указанная ответственность должна быть закреплена административным кодексом РФ или положениями регионального контроля за сферой такси.
7. Необходимо создание и установление на законодательном уровне стандартов допуска водителей к профессии «водитель такси», правового установления профессии «водитель такси». Безопасность перевозок пассажиров легковыми такси и безопасность других участников дорожного движения должны быть основополагающей базой государственного регулирования сферы такси.
В качестве положений обеспечения надлежащего качества сервисной деятельности в работе выделены следующие принципы:
1. Распределение ответственности участников бизнеса такси как действенную меру совершенствования системы перевозок пассажиров.
2. Внедрение комплексных решений для совершенствования системы перевозок пассажиров легковыми такси.
Для устранения проблем перед разработкой были изучены аналоги информационной системы. В результате проведения обзора аналогов, можно сделать вывод об актуальности разрабатываемой информационной системы учета и анализа деятельности такси и каршеринга, поскольку данная система будет узкоспециализированной и направлена на выполнение функций конкретного предприятия.