ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …....5 1.1 Понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе 5 1.2 Особенности проявления состояния тревожности у старших дошкольников 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………….25 2.1 Диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2 Программа коррекции тревожности старших дошкольников ……………….30 Выводы по главе 2 ………………………………………………………………….35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………39

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
40 страниц
80% уникальность
2023 год
6 просмотров
Борисова М.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …....5 1.1 Понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе 5 1.2 Особенности проявления состояния тревожности у старших дошкольников 10 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………….25 2.1 Диагностика уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2 Программа коррекции тревожности старших дошкольников ……………….30 Выводы по главе 2 ………………………………………………………………….35 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………39
Читать дальше
Дошкольный возраст играет важную роль в становление и последующим развитие личности ребенка. Этот период, когда детям необходимо освоить нормы и правила поведения, принятые в обществе, научиться устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками. Этот процесс социализации у многих протекает нелегко в связи с тем, что многие дети испытывают состояние повышенной тревожности. Это может затруднить дальнейшую адаптацию в школе и вызвать проблемы с обучением. Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что проблематика детской тревожности в последние годы все больше привлекает внимание педагогов-психологов и родителей детей старшего дошкольного возраста, так как за последние годы, как указывают И.Г. Швец, А.М.


Успейте заказать решение контрольной работы во Владивостоке , чтобы успеть до дедлайнов.


Прихожан, А.И. Захаров и другие исследователи, каждый третий ребенок имеет повышенный уровень тревожности. Поэтому необходимо понимать причины возникновения тревожности и особенности проявления данного негативно окрашенного психоэмоционального состояния у дошкольников, чтобы иметь возможность осуществить психологическую коррекционную работу для снижения уровня тревожности с целью дальнейшего гармоничного развития детей. Теоретическая основа исследования проблемы коррекции тревожности представлена в работах Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой, Т.М. Грабенко, В.Г. Колягиной, А.А. Вороновой, М.В. Киселевой, А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой и других. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить понятие тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс проявления тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования строиться на предположении, что применение таких арт-терапевтических средств, как изотерапия, музыкотерапия, сказкатерапия, песочная терапия, игротеропия, пластелинотерапия, в ходе специально организованных психокоррекционных занятий, продуктивны и способствуют снижению уровня тревожности старших дошкольников по средствам уменьшения социальных и биологических страхов. В ходе исследования планируется выполнение следующих задач: 1) Рассмотреть понятие тревожности и подходы к ее изучению в психологической литературе; 2) Охарактеризовать причины и особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста; 3) Провести экспериментальное исследование тревожности детей дошкольного возраста; 4) Разработать и апробировать программу коррекции и профилактики тревожности; Экспериментальное исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 123». В процессе исследовательской работы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ результатов творческой деятельности, проективный рисуночный тест, математические методы анализа. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами- психологами ДОУ. Данная исследовательская работа включает в себя введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список используемой литературы.

Читать дальше
В процессе проведенного нами исследования была выявлена степень проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к исследованию тревожности, а также связь тревожности с другими сферами психической деятельности человека, с личностью. Сложность структуры тревожности, ее постепенное развитие и усложнение отражены в исследованиях, посвященных онтогенезу эмоций. Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте – отсутствие или недостаток эмоциональных потребностей со стороны близких взрослых и условность родительской любви. Это приводит к переживанию детьми эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия и предчувствия грозящей опасности. Детская тревожность может быть и следствием чрезмерной опеки ребёнка, предохранением его от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений и страхов у самих родителей. В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида. Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно подойти к решению проблем. Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами было установлено, что если у ребенка: 1) постоянное беспокойство; 2) трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; 3)мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); 4)раздражительность; 5) нарушения сна; Это признаки тревожности. Таким образом ребенок воспринимает и усваивает причинно- следственные связи, существующие в мире. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в рассказ. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими персонажами. При этом развивается способность ребенка почувствовать себя на месте другого. Именно это и делает сказку и игру эффективными психотерапевтическими и развивающими средствами. На основании общей характеристики исследования нами были определены цель, задачи, этапы экспериментальной работы. Экспериментальная работа, осуществлялась в два этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, проводилась в естественных условиях Муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ Детского сада № 123. В результате первичной диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента нами была определена группа старших дошкольников имеющих высокий уровень тревожности. В данную группу по результатам первичной диагностики вошли 6 детей. Именно с этими детьми на этапе формирующего эксперимента проводилась специальная коррекционная работа. На основе проведенной диагностики и выявленных особенностей детей, нами, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы была подобрана программа, направленная на коррекцию уровня тревожности старших дошкольников средствами арт-терапии (сказкотерапии и игротерапии). В основу психолого-педагогической коррекционной работы легла система арт-терапевтических занятий, предложенная Галушко М.В. Цель программы: коррекция уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов арт-терапии. Занятия проводились с детьми в неурочное время. Всего было проведено 7 занятий. Таким образом, можно утверждать, что разработанная нами программа, направленная на коррекцию тревожности у детей старшего дошкольного возраста эффективна. На основании этого можно утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.
Читать дальше
1. Адлер, А. О нервическом характере [Текст] /А. Адлер. – СПб.: Питер, 2017. - 170 с. 2. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] /Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко //Психологический журнал. – 2017. – № 2. – С.34 – 38. 3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] /Е.А. Аркин. - М.: Просвещение, 2018. – 129 с. 4. Ахмедова, С.А. Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами арт-терапии [Текст]: материалы XIII Всероссийской научно-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летию ТИ (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ» (5 - 7 апреля 2012г.). – Нерюнгри: Б.И., 2012. - С.12 - 14. 5. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога при использовании арт-терапевтических приемов [Текст]: учеб. пособие /Г.А. Берулава. – М.: Высш. шк., 2019. – 112 с. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2018. – 400 с. 7. Большой толковый психологический словарь [Текст] /пер. с англ. Р. Артур. – М.: АСТ; Вече, 2012. – 560 с. 8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер. – М.: Владос-Пресс, 2011. – 160 с. 9. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников [Текст]: метод. пособие /И.П. Воропаев. – М.: Просвещение, 2013. - 350 с. 10. Детская практическая психология [Текст] /под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2015. – 225 с. 11. Джеймc, У. Психология [Текст] /У. Джеймc. – М.: Педагогика, 2011. – 234 с. 12. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации [Текст]: сб. /В.И. Долгова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - №11. - С.191 - 201. 13. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст]: сб. /А.И. Захаров. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2011. – С.114 - 125. 14. .3еньковский, В.В. Психология детства [Текст] /В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2015. – 346 с. 15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2011. – 384 с. 16. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. -230 с. 17. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] /Б.Д. Карвасарский. - 2-е доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2014. – 1024 с. 18. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] /В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 201 с. 19. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей [Текст] /Л.В. Макшанцева //Психологическая наука и образование. – 2018. – №2. – С.15 - 18. 20. Мерфи, Дж. Арт-терпия в работе с детьми и подростками [Текст] /Дж. Мерфи //Вопросы психологии. – 2018. – №1. – С.10 - 16. 21. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры [Текст] /М.А. Панфилова. – М.: Просвещение, 2010. – 156 с. 22. Первин, Л. Арт-терапия. Теория и исследования [Текст] /Л. Первин. – М.: Инфра-М, 2011. – 284 с. 23. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] /А.М. Прихожан. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 304 с. 24. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] /А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2018. – 304 c. 25. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития [Текст] /сост. и общ. ред. В.М. Астакова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с. 26. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]. – М.: Академия, 2011. – 224 с. 27. Психология мотивации и эмоций [Текст] /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2012. – 751 с. 28. Савва, Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста [Текст]: колл. монография /Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова, В.И. Сиваков. - М.: ВЛАДОС, 2013. – 150 с. 50.Салливан, Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии [Текст] /Г.С. Салливан. – М.: Академия; СПб.: Питер, 2019. – 347 с. 29. Словарь практического психолога [Текст] /сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2011. – 800 с. 30. Юнг, К.Г. Психология бессознательного [Текст] /К.Г. Юнг. – М.: Канон+, 2013. – 320 с. 31. Ainsworth M. D. S., Blehar M., Warers E., Wall E. Patterns of Attachment. A psychological study of the strange situation. Hillsdale. N.-Y.: Erlbaum Associates, 2017.а 32. Bowlby J. Attachment and Loss Separation: Anxiety and Anger. Basiс Books, 2013.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль кредитования в формирование доходов и расходов коммерческого банка
Количество страниц:
30
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Финансы и кредит
курсовая работа
Влияние юмора в телевизионных рекламных роликах на запоминаемость рекламного сообщения
Количество страниц:
15
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
курсовая работа
СОВРЕМЕННОЕ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image