Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Становление познавательной активности младшего школьника как педагогическая проблема……………………………………....6 1.1 Проблема становления познавательной активности в литературе………..6 1.2 Суть понятия «познавательная активность»……………………………….10 1.3 Воздействие определенных психологических процессов на становление познавательной активности младших школьников…………14 Глава 2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников ……………………………………………..18 2.1 Обстоятельства, влияющие на развитие познавательной активности…...18 2.2 Организация и способ исследования……………………………………….20 2.3 Итоги обучающего опыта…………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………………29 Список использованных источников…………………………………………..31

Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках информатики

курсовая работа
Языки
35 страниц
85% уникальность
2023 год
15 просмотров
Кондратий У.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Становление познавательной активности младшего школьника как педагогическая проблема……………………………………....6 1.1 Проблема становления познавательной активности в литературе………..6 1.2 Суть понятия «познавательная активность»……………………………….10 1.3 Воздействие определенных психологических процессов на становление познавательной активности младших школьников…………14 Глава 2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников ……………………………………………..18 2.1 Обстоятельства, влияющие на развитие познавательной активности…...18 2.2 Организация и способ исследования……………………………………….20 2.3 Итоги обучающего опыта…………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………………29 Список использованных источников…………………………………………..31
Читать дальше
Актуальность исследования. С момента введения в 1985 году курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средних школах, процесс формирования школьной информатики характеризуется постоянным изменением педагогических концепций, стандартов и программ, материально-техническая база и меняющиеся социальные потребности. Информатика считается важной составляющей общего образования современного человека и важна для развития познавательной деятельности, формирования целостного мировоззрения и уточнения образа информационной системы, что является одним из приоритетов образования. Информатика играет роль глобальных, образовательных и коммуникативных навыков и основных психологических характеристик учащихся, в том числе учащихся начальной школы.


Если ищете срочно курсовые на заказ в Иркутске ? Сервис Work5 поможет.


. В современной педагогике начальной школы широко используются различные аспекты решения образовательных задач, связанные с активизацией познавательной деятельности, основанные на принципе личностно-ориентированного обучения. Таким образом, актуальность темы развития познавательной деятельности в процессе овладения информатикой в начальной школе определяется следующим противоречием: существует острая необходимость в развитии познавательной активности учащихся и недостаточном использовании возможностей для активизации этого процесса. Необходимость современного образовательного процесса, ориентированного в первую очередь на общее развитие личности, на формирование системного мировоззрения и когнитивных способностей, на содержание, методы, формы и средства обучения в начальной школе. Объектом исследования является познавательный интерес младших школьников. Предметом исследования является подходящие педагогические условия, которые могут помочь в формировании и развитии интереса младших школьников на уроках информатики. Проблема исследования в данной работе, посвящённой теме «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках информатики», заключается в том, что в сложившихся в настоящее время условиях недостаточное внимание уделяется теории и практике анализа и улучшения такой предметной области, как подходящие педагогические условия, которые могут помочь в формировании и развитии интереса младших школьников на уроках информатики, что определяет значимость его реализации на материалах объекта исследования, которым выступает познавательный интерес младших школьников. Цель исследования заключается в демонстрация роли ИТ-курсов (уроков информатики) в развитии познавательной активности младших школьников, с целью повышения эффективности образовательного процесса в начальных классах. В связи с выбранной целью, были поставлены следующие задачи: • Анализ актуальных вопросов педагогической теории и практики на основе изученной литературы; • Анализ практических методов преподавания информатики учащимся, анализ практики и перспектив использования познавательной игровой деятельности на курсах информатики; • Определение содержания, выяснение характера развития познавательной деятельности младших школьников; • Выявление основных особенностей познавательной деятельности младших школьников; • Формирование базовых технических концепций обучения в начальных школах, принципов выбора содержания обучения, разработки учебных материалов и программного обеспечения; • Разработка методов проведения учебно-познавательной деятельности на базовых курсах; • Определение и демонстрация набора условий обучения, которые способствуют когнитивному развитию младших школьников на курсах информатики. При написании работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ основной литературы по проблеме, анализ текущего состояния проблемы и соответствующих научных данных, тестирование, проведение различных типов педагогических экспериментов (описание, обучение, контроль), самоанализ, методы количественной обработки данных, эмпирический анализ. Структура работы состоит из введения, двух глав разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Читать дальше
Практическое значение данной работы заключается в том, что ряд условий обучения, методов и приемов, способствующих развитию у учащихся эффективной познавательной деятельности, были проверены экспериментально. Положения и выводы, разработанные и проверенные экспериментально, могут быть использованы для разработки специальных учебных курсов для учителей начальных классов и систем повышения квалификации для учителей начальных классов. В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы: 1. Развитие познавательной активности у детей младшего школьного возраста заключается в: • Отражении потребности, желания и внутренних убеждений, учащихся в их потребности в творческом восприятии, способности формулировать и решать познавательные задачи, формируя у учащихся младшего возраста устойчивые личностные характеристики целенаправленных процессов; • Результатом коррекции является приобретение младшими школьниками навыков творческого отношения к учебному процессу, постоянной потребности в познавательной деятельности; • Факторах, изменяющие личностные качества учащихся. К ним относятся: социальная ориентация, ценностная ориентация личности, способность к рефлексии, способность к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, способность ставить познавательные задачи и решать их самостоятельно. 2. Основой развития познавательной деятельности детей является разрешение противоречий между потребностями познавательной деятельности и факторами, формирующими деструктивные мотивации. Для предотвращения деструктивных мотивов, педагогические воздействия расширяют диапазон установок и способствуют формированию продуктивного мышления. Критерии оценки эффективности развития познавательной деятельности учащихся включают мотивацию, личную активность и факторы оценки успеваемости. 3. Образовательные условия, способствующие развитию познавательной деятельности учащихся, сложны и включают: • Научную, образовательную и методическую поддержку со стороны образовательной среды; • Оптимальное сочетание образовательных форм и методов развития познавательной деятельности младших школьников, сочетающее эвристические упражнения и задания, направленные на закрепление знаний; • Ориентацию учебного процесса новых учащихся на формирование внутренних мотивов к саморазвитию; • Педагогическую подготовку, направленную на развитие познавательной активности детей. Нужно помнить, что особое внимание необходимо уделять системе взаимодействия педагога с детьми, а также с детьми в группе, для развития всех элементов познавательной деятельности ребенка.
Читать дальше
1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. - 2014. - № 14. - С. 243-244. 2. Артемьева В.В. Организационно-педагогические условия использования компьютерных программ в обучении младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2015. - №6. - С. 10-16. 3. Артемьева В.В., Воронина Л.В. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе изучения информатики // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №5. - С. 74-79. 4. Артемьева В. В. Педагогические возможности использования информационных технологий в период детства / / Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 68-72. 5. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. - М: Вышэйшая школа, 2022. - 415 с. 6. Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Даринская Л. А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие . - М: Кнорус, 2023. - 432 с. 7. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная деятельность. Учебник. - М: Кнорус, 2023. - 402 с. 8. Васюнина М.В., Гаврилова М.А. Групповые технологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках информатики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - №8. - С. 154-162. 9. Григорьева Н.В. Проект как метод развития мышления и познавательного интереса учащихся на уроках информатики // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2015. - №2. - С. 219-225. 10. Гриншкун В.В., Демкина А.В. Обучение информатике как основа для формирования временных и пространственных представлений у младших школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2014. - №3. - С. 31-37. 11. Гречкина М.А. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ // Universum: психология и образование. - 2021. - №10. - С. 7-9. 12. Дядинчук, Т.Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 954-956. 13. Иванова Н.В., Калюнина В.А., Минаева Е.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников // Перспективы науки и образования. - 2017. - №6. - С. 70-73. 14. Иванова А.В. Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - №13. - С. 95-100. 15. Кухтерина, Г.В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 180 с. 16. Крушельницкая О.Б., Кожухарь Г.С., Сачкова М.Е. Социально-психологические феномены в современном образовательном пространстве . - М: ИНФРА-М, 2021. - 172 с. 17. Кононенко А.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2019. - №49. - С. 83-91. 18. Корнилов В.С., Морозова С.В. Экспериментальная педагогическая деятельность при обучении информатике младших школьников // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2020. - №1. - С. 18-25. 19. Лифанова Н.В. Развитие творческих способностей младших школьников на основе технологии проблемного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - №4. - С. 81-84. 20. Леонов А.Г., Первин Ю.А. Качественные оценки эффективности методики обучения элементам информатики в пропедевтическом школьном курсе // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №7. - С. 61-68. 21. Морозова С.В. Информационные технологии в дидактических играх на уроках информатики в младших классах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - №16. - С. 73-80. 22. Михайлова Е.Н., Азбукина Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии. Учебник . - М: ИНФРА-М, 2023. - 396 с. 23. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы детского и подросткового возраста. Учебник . - М: Кнорус, 2022. - 278 с. 24. Неустроева М.И. Исследование уровня познавательного интереса к учению у младших школьников // International scientific review. - 2016. - №2. - С. 111-113. 25. Пальская Ю.В. Организация познавательной деятельности на уроках «Информатики» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №3. - С. 7-14. 26. Потупчик Е.Г., Симонова А.Л., Ломаско П.С. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2021. - №4. - С. 48-62. 27. Пудовкина Н.В., Дубовая В.А. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №11. - С. 110-117. 28. Пузанкова Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - №5. - С. 155-159. 29. Рабаданова А.А. Уровни познавательной активности // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. - 2016. - №9. - С. 110-113. 30. Сапрыкина М.А. Формирование у младших школьников умения структурировать информацию на уроках информатики и ИК // Наука и школа. - 2013. - №5. - С. 40-43. 31. Сапогова Е.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие . - М: ИНФРА-М, 2023. - 638 с. 32. Смирнова И.М., Маняхина В.Г., Мирзоев М.С. Организация различных видов деятельности учащихся при обучении математике и информатике . - М: Прометей, 2022. - 208 с. 33. Самыгин С.И., Латышева А.Т., Столяренко Л.Д. Основы педагогики и психологии. Учебник. - М: Кнорус, 2022. - 490 с. 34. Трубинова К.М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 9-14. 35. Хубиева Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №3. - С. 194-196. 36. Черемкина О.П., Сокорутова Л.В. Формирование познавательных интересов у младших школьников // StudNet. - 2020. - №2. - С. 313-319. 37. Штепа Ю.П., Стекольщиков Н.С. Развитие познавательного интереса школьников на уроках информатики с использованием интерактивных заданий // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2020. - №1. - С. 124-131. 38. Шишкина К.И., Саматова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Universum: психология и образование. - 2021. - №7. - С. 7-9. 39. Эльчиева Д.Т. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников // European science. - 2020. - №4. - С. 50-52. 40. Юнусова Э. А.-Г., Яяева А.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №2. - С. 258-260.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Криминальные угрозы безопасности коммерческой организации: тактика и приемы внедрения, способы предупреждения и защиты
Количество страниц:
25
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Экономический анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО «Рольф Эстейт Санкт-Петербург»)
Количество страниц:
35
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономический анализ
курсовая работа
Рынок труда и его особенности в Российской Федерации
Количество страниц:
35
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image