Важным средством педагогического стимулирования является создание ситуации успеха. С точки зрения педагогики, успех – это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь высоких результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует от педагога больших усилий. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика.
Воспитание – это влияние на систему отношений человека. Воспитатель стремится сформировать у своих воспитанников определённые качества личности. Он не в силах передать им нужные качества личности, так же, как воспитанники не способны у воспитателя их взять. Можно с утра до вечера рассказывать детям, как важно быть принципиальным, подробно объяснять, что такое принципиальность, и призывать детей быть принципиальными. Но это вовсе не приведёт к тому, что дети обязательно станут принципиальными. Качества личности вызревают как кристаллы.
Важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.
Одобрение, осуждение и другие формы требования, включающие в себя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквально на каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных изменений в права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во все другие ее качества.
Важнейшую роль в обучении (как и в любой деятельности) играет мотивация: если дети не хотят учиться, если никакими способами не удаётся это желание у них вызвать, подлинное обучение окажется невозможным. Кстати, то же самое можно сказать и о воспитании: если не удаётся вызвать у школьников желания включаться в такую деятельность и такие отношения, в которых складываются полезные личностные качества, то процесс воспитания окажется неэффективным. Не забывая о том, что и обучение, и воспитание совершаются в едином учебно-воспитательном процессе, мы, тем не менее, можем для более ясного представления хода обучения и воспитания в школе представить две такие цепочки: Воспитание: образование мотива, побуждения к деятельности – включение в полезную деятельность – возникновение социально-ценных отношений – образование положительных качеств личности – воспитанность личности.
Эффективность освоения ребенком какого-либо вида деятельности в большей степени обусловлена наличием у него мотивации к этой деятельности. Деятельность будет эффективной и качественной, если обучающийся имеет сильную мотивацию, вызывающую у него желание действовать активно, преодолевать трудности, продвигаться к поставленной цели. Познавательная активность является основным условием возникновения нацеленности школьников на обучение, поэтому стимулирование познавательной активности в должной мере следует начинать уже в начальных классах. Развитие познавательной активности является одной из важнейших задач воспитания юного поколения, поскольку в процессе становления и укрепления познавательной активности происходит развитие личности школьника, обучающегося познавать, мыслить, творить. Познавательная активность становится залогом успеха в будущих начинаниях. Выявление и развитие мотивации к учебе – это самоотверженный труд педагога, который требует от него понимания каждого ребенка и непрерывного совершенствования своей работы. Существуют и определённые способы распознавания проявлений познавательной активности у детей. И, в первую очередь, – это непосредственное наблюдение за поведением ребенка.