ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития орфографической зоркости средствами фонетического анализа на уроках русского языка в начальном общем образовании 6 1.1. Проблемы развития орфографической зоркости 6 1.2. Фонетический анализ на уроках русского языка в начальном общем образовании и возможности его применения в процессе работы над орфографией 9 Вывод по главе 1 13 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния фонетического анализа на развитие и совершенствование орфографической зоркости обучающихся младшего школьного возраста 14 2.1. Анализ возможностей учебников русского языка для применения фонетического анализа как средства формирования орфографической зоркости 14 2.2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования 20 Вывод по главе 2 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фонетический анализ на уроках русского языка как средство совершенствования орфографической зоркости у обучающихся младшего школьного возраста

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
62% уникальность
2023 год
5 просмотров
Крылов С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы развития орфографической зоркости средствами фонетического анализа на уроках русского языка в начальном общем образовании 6 1.1. Проблемы развития орфографической зоркости 6 1.2. Фонетический анализ на уроках русского языка в начальном общем образовании и возможности его применения в процессе работы над орфографией 9 Вывод по главе 1 13 Глава 2. Экспериментальное исследование влияния фонетического анализа на развитие и совершенствование орфографической зоркости обучающихся младшего школьного возраста 14 2.1. Анализ возможностей учебников русского языка для применения фонетического анализа как средства формирования орфографической зоркости 14 2.2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования 20 Вывод по главе 2 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
Одной из самых сложных задач начальной подготовки является достижение качественных навыков правописания. И от того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки в начальной школе, зависит дальнейшее образование ребенка, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усвоить программу русского языка в последующих классах. Современные технологии обучения предлагают использование различных форм и методов для решения задач урока. Такая вариативность позволяет учителям, знающим возможности каждого ученика, оптимально строить работу по усвоению нового материала. Но, тем не менее, есть неизменные постулаты, на которых базируются как традиционные, так и нестандартные концепции в обучении. Развитие орфографической зоркости является одной из основных задач учителей начальных классов на уроках русского языка, так как в качестве базовой орфографической выступает умение находить орфографические закономерности при письме, т.


Реферат по архитектуре на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


.е. выделять те случаи, когда учащемуся грозит ошибка мастерство младших школьников. Поэтому перед каждым учителем стоит цель – найти способы улучшить орфографическую зоркость на уроках русского языка. Актуальность темы заключается в том, что перед учителями начальных классов стоит основная задача: формирование орфографических навыков и умений, ведь именно здесь закладываются основы грамотности. Но по результатам обучения мы видим, что орфографическая грамотность школьников не достигает высокого уровня. Причина того, что орфографическая зоркость школьников формируется стихийно, вероятно, объясняется тем, что они плохо знают опознавательные признаки орфограмм и не имеют рационального способа их узнавания. Приступать к этой работе необходимо уже с 1 класса в период обучения грамоте. Орфографическая подготовка на этом этапе носит в основном пропедевтический характер: учащиеся практически получают необходимую информацию о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твердых/мягких, звонких/глухих). Изучение работ П. С. Жедека, М. Р. Львова, В. В. Репкина, М.М. Разумовский по этому вопросу убеждает в правильности высказанной мысли. Как пишет М. Р. Львов, «целенаправленное обучение выявлению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного разбора слов». Ведущие психологи и методисты (Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуткий, Л. И. Айдарова, Н. С. Рождественский, М. М. Разумовский, М. Г. Баранов, Н. Н. Алгазина, М. Р. Львов) главным в обучении правописанию считают орфографическое правило, правильное его применение, т. решение орфографической проблемы. Однако решение орфографической задачи возможно только тогда, когда учащийся увидит объект правила – орфограмму, только сумев ее найти, можно решить вопрос о ее конкретном написании. Это означает, что умение обнаруживать орфограмму, называемое орфографической бдительностью, является основным орфографическим навыком, первым этапом обучения правописанию, ключом к грамотному письму. Неумение различать орфограммы при письме является одной из основных причин, снижающих развитие орфографических навыков. Дети пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут правильно, забывая запомнить выученные правила. Повышение эффективности обучения орфографии младших школьников мы связываем с развитием орфографической зоркости. Цель исследования - определить эффективные методические приемы и упражнения на основе фонетического анализа, предназначенные для повышения орфографической зоркости обучающихся младшего школьного возраста. Объект исследования: процесс обучения русскому языку в период начального общего образования. Предмет исследования: методические приёмы и упражнения на основе фонетического анализа, используемые при обучении орфографии русского языка в начальном общем образовании. Задачи исследования: 1. Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; 2. Анализ технологии осуществления фонетического анализа на уроках русского языка в начальном общем образовании; 3. Определение уровня орфографической грамотности детей и сформированности у них орфографической зоркости; 4. Представление наиболее эффективных методических приемов и упражнений на основе фонетического анализа, способствующих развитию орфографической зоркости обучающихся. Гипотеза исследования: фонетический анализ, осуществляемый на уроках русского языка, способствует формированию орфографической зоркости обучающихся младшего школьного возраста. Методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка эмпирических данных. Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Читать дальше
В данной работе мы рассматривали одну из актуальных тем для начальной школы – формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Формирование орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять самопроверку написанного. Орфографическая зоркость – это способность учащихся в опознавательном процессе обнаруживать и квалифицировать орфограммы в результате оценки их признаков на начальном этапе обучения, а на последующем – на основе нахождения образа – ориентира. В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты, которые связаны с коммуникативной направленностью письменной речи. Описаны этапы осознанного орфографического действия: постановка орфографической задачи - опознание орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия и решение данной задачи. На формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает современный метод обучения грамоте, предусматривающий изучение языковой стороны языка, развитие фонематического слуха. Орфографическая зоркость в разной степени развита, как у взрослых, так и у детей. Главная задача педагога ее развитие в результате целенаправленных и систематических упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, движение руки и комбинированное восприятие, и запоминание орфограмм. Знание типов орфограмм, их принципов, возрастных и психологических особенностей обучающихся, поможет учителю в выборе методов и приемов обучения к каждому конкретному орфографическому действию. В работе представлены упражнения, направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.
Читать дальше
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 1987. – 160 с. 2. Баранов, М. Применение графической наглядности в процессе обучения орфографии [Текст] : начинающему учителю / М. Баранов // Русский язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 35-38. 3. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости [Текст] / Е. В. Бельдина // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 35-39. 4. Богоявлинский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфограмм: обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявлинский // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 39-40. 5. Богоявлинский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский. – М. : Просвещение, 1966. – 307 с. 6. Бунеев, Р. Н. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. шк. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2011. – 176 с. 7. Буркова, Т. В. К. Д. Ушинский об упражнениях при обучению грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 23-28. 8. Быкова, О. П. Орфографическая грамотность у младших школьников [Текст] / О. П. Быкова, Н. С. Редькина, Т. Е. Филиппова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 53-61. 9. Водовозов, В. И. Предметы обучения в народной школе [Текст] : методика обучения грамоте, арифметике и др. предметам / В. И. Водовозов. – СПб. : тип. В. А. Полетики и Ф. С. Сущинского, 1875. – 277 с. 10. Возовикова, Т. М. Формирование орфографической зоркости учащихся начальных классов [Текст] / Т. М. Возовикова // Филологическое образование младших школьников : сб. ст. по итогам Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. преподавателей, молодых ученых, педагогов, 20-21 апр. 2010 г., Екатеринбург : в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 46-56. 11. Волина, В. В. Весёлая грамматика [Текст] / В. В. Волина. – М. : Знание, 1995. – 336 с. 12. Герасимова, Л. А. Орфографическое домино [Текст] / Л. А. Гераси- мова // Начальная школа. – 2008. – № 12. – С. 67-68. 13. Граник, Г. Г. Секреты орфографии [Текст] : кн. для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение, 1994. – 222 с. 14. Жедек, П. С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей / П. С. Жедек. – Томск : Пеленг, 1992. – 60 с. 15. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии [Текст] / П. С. Жедек // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / под ред. М. С. Соловей- чика. – М., 1993. – С. 34-39. 16. Зайкова, И. В. Сказки и стихи по русскому языку [Текст] / И. В. Зайкова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 8. – С. 51-52. 17. Зацепина, Е. В. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Текст] / Е. В. Зацепина // Образование в современной школе. – 2014. – № 11. – С. 17-19. 18. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/- books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942- 59.html (дата обращения: 24.02.2023). 19. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013. – Ч. 1. – 144 с. 20. Козина, А. Н. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [Электронный ресурс] / А. Н. Козина // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 584-586. – URL : https://elibrary.ru/- item.asp?id=22484289 (дата обращения: 24.02.2023). 21. Комиссарова, Л. Ю. Содержание и организация словарно- орфографической работы в непрерывном курсе русского языка [Текст] / Л. Ю. Комиссарова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. – № 6. – С. 84-88. 22. Копытова, Л. Н. Развитие умения видеть орфограммы [Текст] / Л. Н. Копытова //.Начальная школа плюс До и После. – 2004. – № 3. – С. 46-51. 23. Корешкова, Т. В. Прием какографии: возможности и условия применения [Текст] / Т. В. Корешкова // Начальная школа. – 2000. –№ 6. – С. 38-44.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Социальная защита населения на государственном и муниципальном уровнях
Количество страниц:
28
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
реферат
Международная защита прав человека неправительственными организациями
Количество страниц:
25
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Научно-справочный аппарат на сайтах федеральных архивов
Количество страниц:
28
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Документоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image