Введение 3
1 Теоретические основы правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 5
1.1. Понятие и значение правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 5
1.2. Система и порядок формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 8
2. Компетенция территориальных органов федеральной исполнительной власти………………. 12
2.1. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 12
2.2. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ 20
Заключение 26
Список литературы 28
Читать дальше
В соответствии с поставленными целями и задачами можно прийти к следующим обобщающим выводам по работе:
Во-первых, важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти.
Во-вторых, орган исполнительной власти субъекта РФ представляет собой вид органа государственной власти, являющийся частью единой системы органов исполнительной власти РФ, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность субъекта РФ в пределах своей компетенции, наделенного государственно-властными полномочиями, взаимодействующего с федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) органами субъекта РФ и органами местного самоуправления. Именно органы исполнительной власти субъекта РФ напрямую осуществляют управлением в регионах. Это те органы государственной власти, которые непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства.
В-третьих, правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих их положение в системе органов государственной власти РФ. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ включает в себя следующие элементы: 1) правовые нормы, регулирующие место и роль в системе органов исполнительной власти РФ; 2) правовые нормы, регулирующие права и обязанности, порядок формирования и компетенцию; 3) правовые нормы, закрепляющие предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ; 4) взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти. Соответственно, конституционно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ – это совокупность конституционных правовых норм, закрепляющих права и обязанности, положение в системе органов государственной власти, предметы ведения органов исполнительной власти субъектов РФ, а также их взаимодействие с иными органами государственной власти субъекта РФ и с федеральными органами государственной власти.
В-четвертых, полномочия в общем виде представляют собой совокупность прав и обязанностей органа государственной власти, закрепленные в нормативно-правовых актах и необходимые для осуществления своих задач и функций. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ и высшего исполнительного органа субъекта достаточно детально закреплены в ФЗ «Об общих принципах…». В основном регионы в своем законодательстве полностью копируют данные полномочия, также добавляя и иные. Что касается иных органов исполнительной власти субъекта РФ, то их полномочия устанавливаются субъектом самостоятельно. Необходимо обратить внимание на такие институты как договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части своих полномочий, которые известны и другим федеративным государствам. Если провести границу между разграничением и передачей полномочий, то передаются полномочия, уже разграниченные между уровнями власти, уже отнесенные либо к смешанной компетенции РФ и ее субъектов, либо к исключительному федеральному ведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные перед нами при проведении исследования, выполнены в полной мере. Выводы, к которым мы пришли в результате проведенных исследований, могли бы стать полезными для дальнейшего реформирования системы органов исполнительной власти субъектов РФ, так как непротиворечивое, логичное, юридически-грамотное нормативно-правовое регулирование является залогом качественной и эффективной работы любого органа государственной власти.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения 13.01.2023)
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
Специальная литература
3. Абрамова О.К. Современная система организации государственной власти Владимирской области // Вопросы российского и международного права. – 2020. – № 4-1. – С. 120-134.
4. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2020. – 695 с.
5. Демидов М.В. Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: конституционно-правовой аспект ее статуса // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 1. – С. 60-72.
6. Зарецкая Д.С. Проблемы организации исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. – 2021. – №3. – С. 30-45.
7. Ибрагимов О.А. Актуальные конституционно-правовые проблемы руководства федеральными органами исполнительной власти // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – № 2(45). – С. 89-90.
8. Каирбекова Ф.К. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации // Трибуна ученого. – 2020. – № 4. – С. 93.
9. Канисев П.В. Компетенция государственного органа. Соотношение понятий // Научно-аналитический журнал вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. – 2020. – № 2. – С. 49-52.
10. Кильметова Р.Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта РФ // Общество и право. – 2020. – №2. – С. 21-26.
11. Конституционное право: университетский курс: В 2 т.: Учебник / Под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. – М., 2019. – Т.2. – 716 с.
12. Кочура Н.А. Органы Федеральной исполнительной власти Российской Федерации / Н.А. Кочура, Т.Н. Шарыпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-3(52). – С. 105.
13. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право российской федерации. – М., 2021. – 560 с.
14. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Науч. ред.: Демин А.А. – М., 2006. – 210 с.
15. Мокрый В.С. Наделение полномочиями органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: особенности и закономерности // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 12. – С. 10-15.
16. Собянин С.С. Проблемы и направления совершенствования разграничения полномочий в сфере совместного ведения // Право и политика. – 2016. – № 11. – С. 10-21.
17. Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч.1: История. Наука. Предмет. – М.: Нормы, 2021. – 672 с.
18. Ханбулатов С.М. Правовые проблемы регулирования системы исполнительной власти на федеральном и региональном уровне в Российской Федерации// Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 2. – С. 631-641.
19. Чепрасов К.В. Административная реформа и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти России // Конституционное и муниципальное право. – 2018. – № 7. – С. 50-56.
20. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. – М., 2017. – 871 с.
Читать дальше