Введение 3 Глава 1. Вклад М.М. Бахтина в философию. Смысл праздника как карнавализации в трудах М.М. Бахтина 6 1.1. Философия М.М. Бахтина и его основные философские труды 6 1.2. Антропология праздника (карнавала) 11 Глава 2. Философские концепции М.М. Бахтина 15 2.1. Философия поступка 15 2.2. Философия диалогизма 17 Заключение 23 Список использованных источников 26

Философско-эстетическая концепция М.М. Бахтина

реферат
Философия
25 страниц
87% уникальность
2023 год
5 просмотров
Орланцев С.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Вклад М.М. Бахтина в философию. Смысл праздника как карнавализации в трудах М.М. Бахтина 6 1.1. Философия М.М. Бахтина и его основные философские труды 6 1.2. Антропология праздника (карнавала) 11 Глава 2. Философские концепции М.М. Бахтина 15 2.1. Философия поступка 15 2.2. Философия диалогизма 17 Заключение 23 Список использованных источников 26
Читать дальше
Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975 гг.) – крупнейший мыслитель XX в. Его работы в области философии и филологии, сейчас считающиеся классическими, вызвали в свое время настоящий переворот в науке. В центре философской концепции Бахтина – диалогический принцип. В соответствии с пониманием этого принципа как общей философской основы гуманитарных наук Бахтин разработал диалогические версии этики, эстетики, философии языка, антропологии и герменевтики, а также ряд частных инновационных концепций. Диалогические взаимоотношения «я» и «другого» формируют, согласно ранним философским работам Бахтина, структуру бытия, понимаемого как «событие». Для осуществления «события бытия» необходимы, по Бахтину, как минимум, два личностных сознания. В соответствии с персоналистическим пониманием онтологии на первый план в ранних работах выдвигалось этическое измерение. В последний период творчества Бахтин разрабатывал теорию речевых жанров, концепцию «металингвистики», проблему чужого слова как «первофеномена гуманитарного мышления», идею «далеких» и «близких» контекстов, «большого времени» культуры и другое. Основные труды Бахтина переведены на многие европейские и восточные языки; проводятся регулярные международные конференции, посвященные Бахтину, выпускаются монографии о нем, издаются «именные» периодические издания.


Курсовая работа по литературе на заказ поможет вам сэкономить свое время. Доверьте написание курсовой работы Work5!


. Актуальность данной проблемы состоит в том, что поступок человека рассматривается им в своей обращенности к другому человеку как диалог, в котором происходит зарождение первичной структуры индивидуального, неповторимо личностного бытия, происходит переход от наличного, данного, совершенного в прошлом к заданному, творимому, создаваемому в настоящем, составляющем непосредственную предпосылку будущего. Подлинно творческая деятельность человека, по мысли Бахтина, может полностью осуществиться в диалоге с другим человеком, в любой сфере социального бытия. Диссертант в целях наиболее глубокого рассмотрения процессов, происходящих в рамках диалога, акцентирует свое внимание на проблемах данности и заданности в диалоге, по Бахтину, что и составляет по своей сути смысл творческой деятельности. Необходимым продолжением этой проблемы является исследование выявленных и сформулированных Бахтиным принципиальных отличий творческой деятельности от деятельности разрушительной, деструктивной. Философское наследие М.М. Бахтина давно привлекает внимание философов и учёных как в России, так и за рубежом. В последние десятилетия предпринят ряд исследований философского творчества мыслителя, посвященных главным образом осмыслению тех или иных отдельных аспектов его философской концепции. Онтологии Бахтина в той или иной степени посвящены работы B.JI. Махлина, Н.К. Бонецкой, Е.А. Богатыревой, Т.В. Щитцовой, В.А. Конева. Серьезные исследования наследия Бахтина продолжаются и сегодня во множестве монографий и статей. Среди них необходимо отметить исследования, принадлежащие таким выдающимся авторам, как М. Холквист и К. Кларк, Г.С. Морсон и К. Эмерсон, В. С. Библер, С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин, Г. С. Батищев, П.С. Гуревич, Л.А. Микешина, К.Г. Исупов, В. Ляпунов, В. Страда, А. Понцо, К. Гарднер и др. Целью данного исследования является анализ философских взглядов М.М. Бахтина. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи: - проанализировать основные философские труды М.М. Бахтина; - изучить антропологию праздника (карнавала); - рассмотреть философию поступка; - исследовать диалогическую концепцию. Гипотеза состоит в анализе и доказательстве применимости философских идей М.М. Бахтина в настоящее время. Объектом исследования является философско-эстетической концепции М.М. Бахтина. Предмет исследования. Проблема взаимосвязи практических, научных, этических, эстетических, гносеологических, аксиоматических принципов как единства творческой деятельности в наследии русского мыслителя. Основой методологии исследования стало обращение к методу научного познания (основным принципам герменевтического метода) самого М.М. Бахтина, суть которого в опоре на идею диалогической целостности различных элементов. В системе философских принципов Бахтина, субъект познания находится в диалогических отношениях со своим объектом, на равных с ним выступает в бесконечно изменяющемся бытии. В силу этого достичь понимания своего объекта исследователь может только в многократно осуществляющемся акте диалогического проникновения в его смысл, причем последний не задан в своей завершенности, а творится именно в актах отношения «субъекта» и «объекта». Таким образом, в исследовании были применены: аналитический метод, диалектический метод, герменевтический метод. Структура исследования включает введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.

Читать дальше
В основе философской концепции Бахтина лежит идея диалога. Михаил Михайлович считал, что диалогические отношения пронизывают «всю человеческую речь и все отношения, и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение». Идея диалога представляется весьма продуктивной в образовательном контексте. Отталкиваясь от идей М.М. Бахтина, учебно - воспитательный процесс можно определить как диалогический процесс, в котором участвуют преподаватель, студенты, а также люди прошлых эпох и различных культур, великие писатели, мыслители, ученые (через созданные ими тексты). Диалог – необходимое условие понимания смысла. В этом диалоге стороны выступают субъектами. «При объяснении – только одно сознание, один субъект; при понимании – два сознания, два субъекта… Понимание всегда диалогично». Между субъектами диалога устанавливаются отношения, которые способствуют не только пониманию конкретных идей, но, шире, познанию себя, осознанию себя как личности (по Бахтину, это возможно только в диалоге). Диалог является путем к формированию особого, гуманитарного типа мышления, которое направлено на постижение смысла бытия. Гуманитарное мышление всеобъемлюще и универсально. На практике в образовательном процессе бахтинская идея диалога реализуется, в первую очередь, через отказ от педагогического общения в формах власти и господства. Традиционный подход к обучению восходит, по сути, к средневековой схоластике и сциентистским бинариям Просвещения, представляющим антиномичное мышление: Субъект / Объект, Творящий / Творимый, Свободный / Зависимый, Дисциплинирующий / Дисциплинируемый и т.д., сконцентрированных в паре Учитель / Ученик. Монополия преподавателя на знание и речь (элемент власти) реализуется в лекции. «Обратной стороной» лекции является семинар, «сфокусированный преимущественно на опросе студентов на предмет «выученности» материала, т.е. «подключенности» обучаемых к «корпусу авторитетов», к канонизированному книжному знанию». Однако очевидно, что данный подход крайне неэффективен. Эффективной может быть только педагогика сотрудничества. Согласно идее Бахтина, преподаватель и студенты выступают равными субъектами диалога (учебного процесса). Преподаватель не просто вещает некие истины, подавляя аудиторию своим авторитетом, но вместе со студентами снова открывает эти истины, «обучается, обучая». Преподаватель не заставляет, а побуждает, не принуждает, а организовывает. Может показаться парадоксальным, однако сам М.М. Бахтин осознавал некую взаимосвязь между познанием и смеховой культурой. Об этом свидетельствуют, в частности, наброски мыслителя «К философским основам гуманитарных наук», которые распадаются на две части: вслед за мыслями о методологии гуманитарного познания следует часть, начинающаяся словами «Проблема серьезности». Здесь внешнее выражение серьезности трактуется как «элементы страха или устрашения, изготовка к нападению или к защите, призыв к подчинению, выражение неизбежности, железной необходимости, категоричности, непререкаемости и т.п.». Серьезности противопоставляется смех как спокойной уверенности и свободы. Ярким выражением смеховой культуры и пространством абсолютной свободы по М.М. Бахтину является праздник (карнавал). Применительно к образованию данные идеи можно трактовать как отказ от догматизма и закостеневших схем в методическом и содержательном плане, свободу педагогического поиска преподавателя и активное добровольное включение в познавательный диалог студентов. Представляется перспективным широкое использование на лекциях элементов интерактивности, игровых технологий, смены лидерских ролей, эвристических диалогов, а на семинарах, кроме того, обращение к методу малых групп. Подобные методы обеспечат активную субъектную позицию студентов в диалоге с преподавателем, между собой, с творцами и мыслителями иных эпох и культур, что позволит понять диалогичный характер истины и полифонию смыслов культуры. Через диалогическое обучение достигается задача формирования гуманитарного мышления. Важной в контексте идей М.М. Бахтина выступает проблема творчества. По мнению мыслителя, человек – творец культуры. Только свободно творящая личность реализует свое подлинное предназначение. В работе «Философия поступка» Бахтин говорит, что философское мышление, стремящееся быть чисто теоретическим, не имеющее практического выхода в «единственный контекст жизни», в реальное бытие, бесплодно. Понимание выступает здесь как вдох, действие – как выдох. Человек, не освоивший и то, и другое, не вполне еще личность. Именно в диалогическом процессе обучения формируется личность не просто размышляющая, но и готовая к ответственному поступку, творящая. Это в полной мере соответствует задаче современного вуза по подготовке специалиста, готового жить и действовать в условиях инновационной экономики, творчески подходить к решению поставленных задач, человека, у которого сформирована потребность в пополнении своих знаний, в самопознании и саморазвитии. Таким образом, идеи М.М. Бахтина безусловно актуальны для развития современного гуманитарного образования. Только Диалог как основа учебно - воспитательного процесса, направленный на формирование активной, мыслящей и творящей Личности с гуманитарным мышлением, позволит университету достичь уровня соответствия международному стандарту качества.  
Читать дальше
1. Атик А.А. Концепция диалога в философии М.М. Бахтина // В сборнике: феномен русской философии в мировом духовно-интеллектуальном процессе, 2022. – С. 14-16. 2. Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология. – М.: Ладомир, 2006. – С. 49–105. 3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советский писатель, 1963. – 364 с. 4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Эксмо, 2015. – 640 с. 5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – С.7-8, 404. 6. Бахтин М.М. Франсуа Рабле в истории реализма (1940). // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 4 (1). – М.: Языки славянских культур, 2008. – С. 11—505. 7. Белоусов М.А. Бесконечность и трансценденция: Гуссерль, Хайдеггер, Тенгели // Трансцендентальный журнал. – 2020. – Т. 1, № 2-3. – С. 5. 8. Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. – М.: Прогресс, 1996. –342 с. 9. Григорьева Н.Я. Человечное, бесчеловечное: Радикальная антропология в философии, литературе и кино конца 1920-х – 1950-х гг. СПб.: Петрополис, 2017. – 624 с. 10. Демидова Е.В. Персональность поступающего в эссе М.М. Бахтина «К философии поступка» // Этическая мысль. – 2019. – Т. 19, № 2. – С. 74-86. 11. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. – СПб.: Алетейя, 1994. – 350 с. 12. Кандалин Н.И. Кто знал Бахтина? // Ленинский путь. – 15 сентября 1989 г. 13. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М.: Педагогика-Пресс, 2018. – 608 с. 14. Лихачёв Д.С. Смех в Древней Руси. – Л.: Наука, 1984. – 296 с. 15. Малинкин А.Н. Концепция идеологии в «чужих» работах М.М. Бахтина // Вестник культурологии. – 2023. –№ 1 (104). – С. 45-68. 16. Осовский О.Е., Дубровская С.А. Бахтин, Россия и мир: рецепция идей и трудов ученого в исследованиях 1996-2020 годов // Научный диалог. – 2021. – № 7. – С. 227-265. 17. Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. – М.: Издательство «Лабиринт», 2016. – 176 с. 18. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. // Руссо Ж.- Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М.: Канон-пресс, Кучково поле, 2018. – С. 195–322. 19. Руссо Ж.-Ж. Письмо к д΄Аламберу о зрелищах. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т. Т. 1. – М.: Художественная литература, 2019. – С. 67–179. 20. Салюкина П.Г. Философские идеи М.М. Бахтина // В сборнике: Общетеоретические и отраслевые проблемы науки и пути их решения, 2019. – С. 137–140. 21. Смирнов С.А. Михаил Бахтин: возрождение автора // Литературоведческий журнал. – 2021. – № 4 (54). – С. 79-99. 22. Титов А.Ю. Театр сознания в воплощённости другости: анотропология М.М. Бахтина // 23. В сборнике: Наследие М.М. Бахтина: культура - наука - образование - творчество. Международный круглый стол, посвящённый М.М. Бахтину, 2018. – С. 168-192. 24. Энафф М. Дар философов. Переосмысление взаимности. – М.: Издательство гуманитарной литературы, 2018. – 320 с. 25. Юдин А.А. Понятие эстетического долженствования в эстетике раннего Бахтина // Studia Litterarum. – 2018. – Т. 3, № 3. – С. 10-25.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг стратегий у IT специалистов
Количество страниц:
15
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Психология
курсовая работа
Геодезическое обеспечение геологоразведочных работ на месторождении «Кундуми» Хабаровского района
Количество страниц:
30
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Геодезия
курсовая работа
Туроператоры и специфика организации рекламных туров
Количество страниц:
35
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Туризм
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image