Введение 3 1 Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития 5 1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой психического развития 5 1.2 Характеристика нетрадиционных техник рисования 10 2 Эмпирическое исследование нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития 19 2.1 Организация, методы и результаты исследования 19 2.2 Содержание работы по использованию нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития 23 Заключение 31 Список использованных источников 33

Нетрадиционные техники рисования в коррекции детей с ЗПР

курсовая работа
Языки
35 страниц
84% уникальность
2023 год
14 просмотров
Новик А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1 Теоретические основы использования нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития 5 1.1 Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой психического развития 5 1.2 Характеристика нетрадиционных техник рисования 10 2 Эмпирическое исследование нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития 19 2.1 Организация, методы и результаты исследования 19 2.2 Содержание работы по использованию нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития 23 Заключение 31 Список использованных источников 33
Читать дальше
Актуальность. Недоразвитие психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) и здесь овладение нетрадиционными техниками изобразительного искусства позволяют создать адаптивную среду и систему коммуникации в интеграции общества. Формирование изобразительных навыков является составной частью целостного образного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта), обладает уникальными и эффектными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на обучающегося. Данной проблемой в психологии занимались такие видные учёные как Л.С. Выготский, Д.


Если вам необходимо заказать написание курсовой работы по уголовному праву. Обращайтесь в нашу компанию. Work5 уже более 15 лет помогаем студентам с написанием курсовых работ!


.Б. Эльконин, Е.А. Стребелева и другие. Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и, как угодно. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Обучающийся любит быстро достигать результата в своей работе. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений. Особенность развития детей с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Объект исследования: нетрадиционные техники рисования в коррекции детей с ЗПР. Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с ЗПР. Цель исследования: изучить нетрадиционные техники рисования в коррекции детей с ЗПР. Задачи исследования: – рассмотреть клинико-психологическую характеристику детей с задержкой психического развития; – охарактеризовать нетрадиционные техники рисования; – провести эмпирическое исследование нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития; – разработать содержание работы по использованию нетрадиционных техник рисования в коррекции детей с задержкой психического развития. Методы исследования: – теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение. – эмпирические: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, оценка результатов. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить нетрадиционные техники рисования в коррекции детей с ЗПР, которая подразумевала последовательное решение следующих задач. Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание во всех сферах психического развития. У них отмечают низкий уровень развитости восприятия, недостаток мыслительной деятельности, пониженный уровень познавательной активности. Также у них выявляют нарушение речевого развития, аграмматизмы, нарушения произносительной, фонетической, стороны речи, нарушения грамматического строя речи. Дети имеют недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, неустойчивы, возбудимы, инфантильны. Отстают в развитии моторики, наблюдается неловкость в координации движений. Рисование – одно из самых интересных изобразительных видов деятельности для детей младшего школьного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. В изобразительном же искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. К традиционным техникам изобразительной деятельности относят те, которые чаще всего применяются в детских учреждениях. Изобразительная деятельность в направлена на обучение художественно–творческой деятельности в пределах, доступных детям младшего школьного возраста с ЗПР. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционное рисование – это та область, где не нужно следовать правилам. Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. По результатам констатирующего этапа исследования младшие школьники с ЗПР не смогли точно и аккуратно выполнить мелкие элементы рисунка, композиция не соответствовала требованиям, изображение примитивное, неполное, чаще всего непонятно другим, весьма условно, схематично, только указания, намек на предмет, нет точной передачи формы, отсутствуют важные, иногда основные детали, возможны случайные линии, элементы; образ не выделяется или выявляется очень слабо. Дети пользовались простым карандашом в начале изображения рисунка. Нетрадиционные художественные материалы не использовались, поэтому нет оригинальности в изображении. В своей работе дети использовали простой карандаш для выполнения предварительного рисунка. Исходя из этого был разработан план работы. Использование нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интереса, как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, эмоционально-волевая сфера, раскрывается творческий потенциал детей с ЗПР.
Читать дальше
1. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / М.Ш. Адилова // Дефектология.– 2019.–№4 С.9–44. 2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова – М.: НЦ ЭНАС, 2019. –140 с. 3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн. М.: Наука, – 2019. – 149 с. 4. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер – М.: Педагогика, 2019. –147 с. 5. Гаркуша Ю.Ф. Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Просвещение, 2019. –130 с. 6. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями / Н. Гареева // Дошкольное воспитание, 2022. № 6. С. 5–79. 7. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2022. – 224 с 8. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А.А. Дмитриев // Дефектология. 2021. – №4. – С.4–48. 9. Дмитриева Е.Е. Шестилетние дети: проблемы в исследовании / Е.Е. Дмитриева. – СПб.: Речь, 2019. – 210 с. 10. Дробинская А.О. Пути формирования активного отношения к обучению младших школьников с церебрастенией / А.О. Дробинская // Дефектология. – 2020. – №3. С.2–44. 11. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская – М.: Школьная пресса, 2019. – 196с. 12. Деревянкина Н.А. Психологические особенности младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Н.А. Деревянкина Ярославль: Изд–во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2019. – 77 с. 13. Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей / Н.Н. Дьякова // Молодой ученый, 2022. № 6. С. 3– 49 14. Захарова Ю.В. Рисуем вместе необычными способами / Ю.В. Захарова // Дефектология, 2020. № 7. С. 1–37. 15. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин.  М.: Эксмо, 2019.  416 с. 16. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н. Коноплева – Мн.: НИО, 2019. – 232с. 17. Комарова Т.С. Изобразительное творчество / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2020. – 213 с. 18. Коноплева А.Н. Структурно–содержательные особенности интегрированного обучения детей с психофизическими нарушениями / А.Н. Коноплева Автореф. дис….канд. пед. наук. Нац. ин–т образования М–ва образования Респ. Беларусь. – 2019. – 119 с. 19. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2021. – №3. – С.5–67. 20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб: пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / В.В. Лебединский – М.: Академия, 2019. – 144с. 21. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – М.: Педагогика, 2019. – 104 с. 22. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2019. – 320 с. 23. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореферат дис.канд. пед. наук./ Е.Р. Мальцева – М.: Педагогика, 2019. –159 с. 24. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями / Н.Н. Малофеев // Сб. Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2020. – 146 с. 25. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2021. – №1. – С.3–60. 26. Озерецкий Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей. / Н.И. Озерецкий – Орехово-Зуево, 2019. – 130 с. 27. Подъячева И.П. Коррекционно–развивающее обучение детей школьного возраста с ЗПР / И.П. Подъячева. – М.: Просвещение, 2019. – 169 с. 28. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. В. Погодина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 352 с 29. Перафеева С.В. Обучение детей рисованию / С.В. Перафеева. – М.: Просвещение, 2019. – 167 с. 30. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. /Г. Е. Сухарева– М.: Медицина, 2020. – 320 с 31. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова – Н.–Новгород, 2019. –157с. 32. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений / Г. А. Федотова.  Великий Новгород, 2020. – 114 с. 33. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии детей: учеб. пособие / М.Н. Фишман. – М.: Изд-во УРАО, 2021. – 76 с. 34. Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / С.Г. Шевченко – Смоленск, 2019. –147 с. 35. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: Организации индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. Пособие для учителя начальных классов и психологов классов КРО / Е.В. Шамарина. – М.:ГНОМ и Д, 2022. – 80 с
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
«Изучение процесса социализации детей с нарушениями в развитии»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
курсовая работа
-
Количество страниц:
50
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Банковское дело
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image