ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Способ воспитания основных скоростно-силовых качеств у скалолазов 14-15 лет 5
1.1 Специфичность спортивного скалолазания 5
1.2 Дозирование нагрузки 8
1.3 Воспитание скоростно-силовых качеств 14
Глава 2. Методика, организация и результаты исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 27
2.3 Результаты исследования 29
Глава 3. Рекомендации по развитию скоростно-силовых качеств у скалолазов 14-15 лет 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Читать дальше
Анализ научно-методической литературы позволил получить достаточно широкое представление об исследуемой проблеме и окружающей среде: выявлены особенности подготовки 14-15-летних скалолазов. Это включает в себя преобладание специальной физической подготовки над общей, в соотношении 3:1. Кроме того, на этом этапе есть навыки использования различных физических техник.
В результате педагогических наблюдений и вопросов к спортсменам, были выявлены причины травм (чрезмерное использование тела, несоблюдение правил техники безопасности, отсутствие разминки) и наиболее распространенные травмы при скалолазании (ушибы, растяжения связок, ожоги и так далее).
На основе изучения особенностей скалолазания и конкретных видов скалолазания, помимо разминки перед тренировкой, были разработаны три комплекса упражнений. Некоторые упражнения включают движения, имитирующие движения спортсменов, бегающих на беговой дорожке. Также использовались упражнения из видов спорта с аналогичными видами тренировок (гимнастика, йога и легкая атлетика).
Эксперимент подтвердил эффективность разработанных упражнений. В ходе пробных занятий были отмечены положительные изменения. При повороте туловища из положения сидя, экспериментальная группа изменила положение на 3,95°, а в положении баттерфляй (бабочка) - на 3,4 см. В контрольной группе это отклонение теста составило 1,43° и 1,3 см соответственно. Лучшие результаты тестов указывают на меньшую вероятность получения травмы во время тренировки.
Для развития и популяризации скалолазания в России, необходимо проводить семинары с преподавателями физкультуры.
Чтобы привлечь больше детей, следует проводить семинары с учителями физкультуры, тренерами и спортсменами с высокой квалификацией.
Необходимо разработать методику использования специально направленных разминочных упражнений на всех этапах и периодах тренировки.
Использование специально направленных разминочных упражнений может быть предложено для обучения скалолазов в городских спортивных секциях.
Читать дальше
1. Антропов Е.С., Черкасова В.Г., Муравьев С.В., Крылова И.В. Сравнительная характеристика состояния костно-мышечной и вегетативной нервной систем скалолазов детского и подросткового возраста в зависимости от уровня спортивного мастерства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - №11. - С. 195-202.
2. Бабушкин Г.Д., Яковлев Б.П. Психологическое сопровождение физического воспитания и спорта. Учебное пособие для вузов . - М: Лань, 2022. - 384 с.
3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебник . - М: Кнорус, 2022. - 366 с
4. Горшков А.Г., Кутьин И.В., Еремин М.В. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой тренировки . - М: Кнорус, 2022. - 340 с.
5. Галеева Н.А. Методика формирования мотивации подростков к занятиям скалолазанием // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - №7. - С. 24-32.
6. Котченко Ю.В. Фактор интенсивности в спортивном скалолазании // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - №4. - С. 35-39.
7. Котченко Ю.В. Системное исследование показателей, влияющих на спортивный результат в скалолазании // Наука-2020. - 2022. - №4. - С. 180-184.
8. Котченко Ю.В. ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В СКАЛОЛАЗАНИИ // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №2. - С. 115-117.
9. Кравчук Т.А., Зданович И.А., Зданович Д.И., Массон А.О. Методика рекреационных занятий по скалолазанию для подростков и молодежи с учетом мнения потенциальных потребителей // Омский научный вестник. - 2015. - №1. - С. 161-165.
10. Ломовцев Д.Ю., Кравчук А.И. Модельные характеристики специальной физической подготовленности скалолазов // Омский научный вестник. - 2015. - №3. - С. 166-169.
11. Мелихова Т.М., Аюпов Р.А. Сравнительный анализ максимальной силы хватов с уровнем спортивной квалификации скалолазов 11-13 лет // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №6. - С. 244-248.
12. Николенко О.В., Кровяков В.Ф., Генус Г.Г. Воспитание скоростно-силовых качеств методом круговой тренировки // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - №9. - С. 109-113.
13. Шувалов А.В., Баранова Т.И., Хуббиев Ш.З. ДИНАМИКА СОСТАВА КОМПОНЕНТОВ И СТРУКТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СКАЛОЛАЗОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - №3. - С. 121-128.
14. Шахратских А.Ю., Богатова И.И. Особенности специальной физической подготовки спортсменов-скалолазов на тренировочном этапе (углубленной специализации) // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - №2. - С. 283-289.
15. Шунько А.В., Кравчук Т.А., Зданович И.А., Гинжул Е.В. Индивидуализация подготовки квалифицированных скалолазов на основе модельных характеристик общей и специальной физической подготовленности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - №9. - С. 19-26.
Читать дальше