Введение…………………………………………………………………...…3
1. История возникновения зеркал. Мифология зеркала……………………..5
2. Роль зеркала в искусстве. Зеркало в изобразительном искусстве и театре……………………………………………………………...………...14
3. Значение зеркала в зарубежной культуре (Азия, Египет, Греция и Древний Рим)…………………………………………………………….…24
4. Зеркало в современной культуре…………………………………..…..….27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………………….…..33
Читать дальше
В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око.
В древнейшие времена «зеркало как солнце» было напрямую связано с женским образом – зеркало всегда было атрибутом богинь, и практически никогда не было атрибутом богов-мужчин. Стоит сказать и о том, что представление о «зазеркалье» в мифологии неразрывно связано с представлениями о душе.
Зеркало - это магический инструмент, в котором отражается настоящее, прошлое и будущее. Многие писатели использовали образ зеркала для иллюстрации двойственности человеческой натуры.
Для мифологического сознания «зеркальность» была принципом познания мира, одной из форм его духовно-практического освоения. Мифологическое сознание зеркала имеет свою специфику, которая отображена в структуре мифологического сознания, для которого характерно циклическое понимание исторического времени, тождественность вечности и мгновения.
История искусства даёт спектр различных приёмов «расширения» и «искривления» визуального пространства с помощью зеркала. Именно зеркало и отражённая в нём перспектива вскрывают противоречие между плоской природой и объёмным характером изображённого на нём мира, то есть природу языка живописи.
Изобразительное искусство создаёт иллюзию тождества объекта и его образа и можно сказать, что для некоторых моментов живописи, зеркало на полотне выполняло такую же роль, как словесная игра в поэтическом тексте.
Процессы восприятия художественного произведения сложны в своей структуре, но ввиду выполнения произведением искусства гносеологической, эстетической, психосоциальной функций можно утверждать факт отождествления зрителем собственного культурного опыта с изображённым на холсте художественным образом. Можно предположить, что феномен зеркала и портретное творчество, связаны с механизмами зеркального отражения. Во многом функции и механизмы зеркала и портрета как культурных артефактов сходны. Среди проблем портретного творчества зеркальный механизм наиболее связан с проблемой сходства.
Зеркало отождествляется с портретом. В этом процессе индивидуального творчества и рождается проблема сходства в портретном искусстве. Художественный образ является частью более широкого понятия – образ в культуре. В типологии образа в культуре образ в зеркале ближе всего к фотодокументальному образу, который также может подвергаться стилизациям со стороны фотохудожника.
Зеркало в современной культуре трансформируется в образ на экране, на странице журнала, живописном портрете. Зеркало в широком смысле – это произведения художественного творчества, представляющие образы, отражённые в сознании творца.
Читать дальше
1. Зацингёр Г. Бронзовое зеркало с египетской надписью в захоронении нубийской «группы С» // Мировая культура. Традиции и современность. - М., 1999.- С. 99-104
2. Лихацкая Л. Н. Зеркало как универсалия культуры [Электронный ресурс]. / Канд. Искусствоведения, доц., АлтГТУ им. И. И. Ползунова. Мир науки, культуры, образования. - № 2 (27). – Барнаул, 2011. – С. 277 – 280. – Режим доступа: file:///C:/Users/Windows/Downloads/zerkalo-kak-universaliya-kultury.pdf / (дата обращения: 20.03.2023)
3. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении [Электронный ресурс]. – М.: ЧеРо, 1998. – 192 с. – Режим доступа: https://logic-books.info/sites/default/files/losev._istoriya_antichnoy_filosofii_1998.pdf / (дата обращения: 20.03.2023)
4. Лукьяненко С. В. Фальшивые зеркала [Электронный ресурс]. Электронная библиотека «Мир книги». – 85 с. – Режим доступа: https://mir-knigi.net/books/fantastika-i-fentezi/kiberpank/32170-falshivye-zerkala-lukyanenko-sergei-vasilevich.html / (дата обращения: 20.03.2023)
5. Рон М. В. «Человек перед зеркалом» - размышления о горизонтах познания // Культурологические исследования. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 215 – 221
6. Рон М. В. Автопортрет и мотив зеркального отражения в изобразительном искусстве // Пунинские чтения - 2001: Материалы научной конференции: доклады и сообщения. Санкт-Петербург, 6-7 апреля 2000 г. - СПБ: Изд-во «Бельведер», 2002. - С. 225 – 229
7. Рон М. В. Вещь в пространстве культуры (абрисы проблемы) // Культурологические исследования». - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 90 – 99
8. Рон М. В. Зеркало как феномен культуры // Культурологические исследования». - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 144 – 153
9. Рон М. В. Метаморфозы образа зеркала в изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. / Пунинские чтения - 2000: Материалы Международной научной конференции: доклады и сообщения. - СПБ: Изд-во «Бельведер», 2000. - С. 86 – 88. – Режим доступа: file:///C:/Users/Windows/Downloads/01002630082.pdf / (дата обращения: 20.03.2023)
10. Рон М. В. Мифология зеркала // Интеллект, воображение, интуиция: размышления о горизонтах сознания (мифологический и художественный опыт). Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Вып. 11. - СПБ: Изд-во ФКИЦ «Эйдос», 2001. - С. 72 – 85
11. Рон М. В. Роль зеркала в ритуале // Ритуальное пространство культуры. Материалы международного форума (26 февраля - 7 марта 2001 г.) - СПб: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - С. 132-134
12. Скорик Е. А., Скорик А. А. Образ зеркала как средство выразительности в изобразительном искусстве и кинематографе [Электронный ресурс]. / Концепт. – 2013. – № 09 (сентябрь). - Москва, 2013. - 5 с. – Режим доступа: file:///C:/Users/Windows/Downloads/obraz-zerkala-kak-sredstvo-vyrazitelnosti-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-kinematografe.pdf / (дата обращения: 20.03.2023)
13. Файловый архив «StudFiles». Зеркало – мистика и реальность [Электронный ресурс]. – Ревда, 2020. - 23 с. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/9910666/ (дата обращения: 20.03.2023)
14. Фромм Э. Душа человека [Электронный ресурс]. / Мыслители 20-го века, перевод, под. ред. И. И. Жиброва. – М.: Республика, 1992. – 430 с. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/frоmm_dusha_cheloveka_1992.pdf / (дата обращения: 20.03.2023)
15. Чулков О. А. Метафизические концепции зеркального отражения [Электронный ресурс]. / Библиотека диссертаций «dslib.net», дис. канд. филос. наук. О. А. Чулкова, – Санкт-Петербург, 2002. – 19 с. – Режим доступа: http://www.dslib.net/ontologia/metafizicheskie-koncepcii-zerkalnogo-otrazhenija.html / (дата обращения: 20.03.2023)
16. Электронная библиотека «Научные статьи.ру». Метаморфозы образа зеркала в истории культуры [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа:
https://bank.nauchniestati.ru/primery/avtoreferat-na-temu-metamorfozy-obraza-zerkala-v-istorii-kultury/ (дата обращения: 15.03.2023)
17. Юнг К. Г. К вопросу о подсознании [Электронный ресурс]. Электронная библиотека «LibCat.ru». Наука и образование. Психология. – 41 с. – Режим доступа: https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/psihologiya/224648-41-karl-yung-k-voprosu-o-podsoznanii-statya.html#text / (дата обращения: 20.03.2023
Читать дальше