Пишем диссертации на заказ стоимость в спб можете узнать на сайте Work5.
В процессе развития произвольного внимания ребенок научается направлять сознание на определенные предметы, фиксировать его в течение определенного времени. [21] Становлению произвольного внимания способствуют социальное взаимодействие, вовлечение ребенка в игровую деятельность, в ходе которой он научается следовать установленным правилам и требованиям, иные методы воздействия, целенаправленно применяемые взрослыми в целях развития высших психических функций ребенка. Важно отметить и роль второй сигнальной системы в формировании произвольного внимания, так как способность усвоения речевых инструкций, следования им свидетельствует о развитии навыка целенаправленной и волевой деятельности. Учитывая, что дошкольный возраст является очень значимым для становления личности ребенка, его всестороннего развития, этот период требует большого разнообразия применяемых стимулов в воспитательном процессе для формирования произвольного внимания ребенка. Реализация этой задачи во многом отведена деятельности дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на доказанную эффективность воспитательного воздействия в развитии механизмов внимания, анализ некоторых учёных свидетельствует о наличии существенных недостатков при сопровождении деятельности по формированию произвольного внимания у старших дошкольников. Эта проблема является предметом изучения многих признанных ученых на протяжении длительного времени, среди которых Л.С. Выготский, Т. Рибо, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др. [4] Между тем, несмотря на обилие теоретических работ, посвящённых указанной проблематике, можно отметить недостаток исследований, направленных на разработку практической организации взаимодействия с дошкольниками по формированию их произвольного внимания. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки практических механизмов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие у них произвольного внимания. Проблема исследования сопряжена с обнаружением психолого-педагогических и методических условий, необходимых для эффективного развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Целью работы является исследование специфики формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - специфика формирования произвольного внимания старших дошкольников. В процессе исследования выдвинута гипотеза о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Задачами исследования являются: 1. Дать определение понятию «внимание», изучить его основные характеристики, присущие детям старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать диагностические методы изучения произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста 3. Апробировать программу, направленную на развитие внимания старших дошкольников 4. Проанализировать результаты применения авторской программы, подвести итоги. В ходе проведения исследования применены такие теоретические методы, как анализ, синтез, сравнение. Для выявления корреляций между сравниваемыми свойствами использованы методы математической статистики. Среди практических методов использован ряд психодиагностических методик, в том числе методики: - «Запомни и расставь точки», «Проставь значки» Р.С. Немова; - «Корректурная проба» Б. Бурдона; - «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконина. Кроме того, в рамках проведённого исследования реализован эксперимент по внедрению и апробированию авторской программы развития произвольного внимания среди старших дошкольников, в ходе которого осуществлены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Выборка: в исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы детского образовательного учреждения МБДОУ д/с № 421 г. Екатеринбурга в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности разработки и внедрения программы по развитию произвольного внимания среди детей старшего дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения и иные учреждения, деятельность которых сопряжена с работой с детьми исследуемого возраста с тем, чтобы повысить эффективность используемых специалистами методов формирования произвольного внимания. Курсовая работа содержит 2 главы: Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Эмпирическое исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста