Введение……………………………………………………………………...…………3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………6 1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания……………………………………………………...…………………...6 1.2 Характеристика произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………...……………………...14 1.3 Методы диагностики и методы формирования уровня развития произвольного внимания у детей 5-6 лет………………………………………….…………….18 Выводы по Главе 1………………………………………...…………………….23 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………...……………….24 2.1 Организация, этапы и методы исследования………………...………………….24 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста………………………………..…………......26 2.3. Программа формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...…………39 2.4. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……..………...59 Выводы по Главе 2…………………………………………………………...………..66 Заключение………………………………………………………………...…………..66 Список использованной литературы……………………………………...………….69 Приложение 1………………………………………………………………...………..72 Приложение 2………………………………………………………………...………..73 Приложение 3………………………………………………………………...………..74 Приложение 4…………………………………………………………………...……..75

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Психология
65 страниц
98% уникальность
2023 год
3 просмотров
.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………...…………3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………6 1.1 Понятия «внимание», «произвольное внимание». Отечественные и зарубежные психологи о психологической природе произвольного внимания……………………………………………………...…………………...6 1.2 Характеристика произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………...……………………...14 1.3 Методы диагностики и методы формирования уровня развития произвольного внимания у детей 5-6 лет………………………………………….…………….18 Выводы по Главе 1………………………………………...…………………….23 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………...……………….24 2.1 Организация, этапы и методы исследования………………...………………….24 2.2. Результаты констатирующего этапа исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста………………………………..…………......26 2.3. Программа формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...…………39 2.4. Анализ и обобщение результатов контрольного этапа исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……..………...59 Выводы по Главе 2…………………………………………………………...………..66 Заключение………………………………………………………………...…………..66 Список использованной литературы……………………………………...………….69 Приложение 1………………………………………………………………...………..72 Приложение 2………………………………………………………………...………..73 Приложение 3………………………………………………………………...………..74 Приложение 4…………………………………………………………………...……..75
Читать дальше
Внимание - психический процесс, характеризующийся сосредоточенностью и направленностью сознания на выборочные объекты при одновременном частичном или полном отвлечении от иных раздражителей. Произвольное внимание - исторически обусловленный вид сосредоточенности деятельности субъекта, развивающийся в результате воздействия сигналов второй сигнальной системы, характеризующийся необходимостью прикладывания волевых усилий для его реализации. Произвольное внимание - необходимый механизм для достижения поставленных целей и задач, в том числе в процессе трудовой и учебной деятельности. Развитие внимания у детей начинается еще в раннем возрасте в результате воздействия на них различных раздражителей. В дошкольном возрасте происходит активное формирование непроизвольного внимания ребенка, в ходе которого наблюдается увеличение объема внимания, развитие его устойчивости. В этот же период запускается процесс формирования произвольного внимания, необходимого для реализации ребенком целенаправленной деятельности, начала им образовательного процесса.


Пишем диссертации на заказ стоимость в спб можете узнать на сайте Work5.


В процессе развития произвольного внимания ребенок научается направлять сознание на определенные предметы, фиксировать его в течение определенного времени. [21] Становлению произвольного внимания способствуют социальное взаимодействие, вовлечение ребенка в игровую деятельность, в ходе которой он научается следовать установленным правилам и требованиям, иные методы воздействия, целенаправленно применяемые взрослыми в целях развития высших психических функций ребенка. Важно отметить и роль второй сигнальной системы в формировании произвольного внимания, так как способность усвоения речевых инструкций, следования им свидетельствует о развитии навыка целенаправленной и волевой деятельности. Учитывая, что дошкольный возраст является очень значимым для становления личности ребенка, его всестороннего развития, этот период требует большого разнообразия применяемых стимулов в воспитательном процессе для формирования произвольного внимания ребенка. Реализация этой задачи во многом отведена деятельности дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на доказанную эффективность воспитательного воздействия в развитии механизмов внимания, анализ некоторых учёных свидетельствует о наличии существенных недостатков при сопровождении деятельности по формированию произвольного внимания у старших дошкольников. Эта проблема является предметом изучения многих признанных ученых на протяжении длительного времени, среди которых Л.С. Выготский, Т. Рибо, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др. [4] Между тем, несмотря на обилие теоретических работ, посвящённых указанной проблематике, можно отметить недостаток исследований, направленных на разработку практической организации взаимодействия с дошкольниками по формированию их произвольного внимания. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и разработки практических механизмов работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на развитие у них произвольного внимания. Проблема исследования сопряжена с обнаружением психолого-педагогических и методических условий, необходимых для эффективного развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Целью работы является исследование специфики формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - специфика формирования произвольного внимания старших дошкольников. В процессе исследования выдвинута гипотеза о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Задачами исследования являются: 1. Дать определение понятию «внимание», изучить его основные характеристики, присущие детям старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать диагностические методы изучения произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста 3. Апробировать программу, направленную на развитие внимания старших дошкольников 4. Проанализировать результаты применения авторской программы, подвести итоги. В ходе проведения исследования применены такие теоретические методы, как анализ, синтез, сравнение. Для выявления корреляций между сравниваемыми свойствами использованы методы математической статистики. Среди практических методов использован ряд психодиагностических методик, в том числе методики: - «Запомни и расставь точки», «Проставь значки» Р.С. Немова; - «Корректурная проба» Б. Бурдона; - «Перепутанные инструкции» Д.Б. Эльконина. Кроме того, в рамках проведённого исследования реализован эксперимент по внедрению и апробированию авторской программы развития произвольного внимания среди старших дошкольников, в ходе которого осуществлены констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Выборка: в исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы детского образовательного учреждения МБДОУ д/с № 421 г. Екатеринбурга в возрасте 5-6 лет в количестве 25 человек. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности разработки и внедрения программы по развитию произвольного внимания среди детей старшего дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения и иные учреждения, деятельность которых сопряжена с работой с детьми исследуемого возраста с тем, чтобы повысить эффективность используемых специалистами методов формирования произвольного внимания. Курсовая работа содержит 2 главы: Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Эмпирическое исследование формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Читать дальше
Внимание – важнейший психический процесс, сопровождающий реализацию всех высших психических функций и играющий первостепенную роль в образовательном процессе ребенка. В ходе проведения настоящего исследования проанализированы труды множества отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблематике изучения и развития внимания детей старшего дошкольного возраста, проанализированы имеющиеся классификации внимания, рассмотрены основные свойства внимания, дана оценка объективным и субъективным факторам, влияющим на механизмы становления внимания. Анализируя полученную информацию, особое внимание уделено методам и средствам воздействия на формирование произвольного внимания старших дошкольников. Так, большинство авторов сходится во мнении, что наиболее эффективным способом влияния на развитие внимания ребенка является вовлечение его в игровую деятельность, представляющую для ребенка личностный и познавательный интерес. Целью работы явилось исследование специфики и формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Перед началом исследования выдвинута гипотеза о положительной коррекции между реализацией целенаправленной игровой деятельности, управляемой взрослыми, и развитием произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Практическая часть работы посвящена оценке актуального развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста без применения методов коррекционно-воспитательного характера. Анализу подверглись такие свойства внимания, как объем, устойчивость, продуктивность, переключение, распределение. В дальнейшем для достижения поставленных целей и задач с детьми, составлявшими экспериментальную группу, проведена коррекционная работа по предложенной в исследовании программе. По завершении дана оценка эффективности коррекционного вмешательства в механизмы формирования и развития свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста. Итоговые результаты свидетельствуют о наличии достоверных данных, указывающих на эффективность применения методов игрового воздействия для улучшения свойств внимания. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что выдвинутая до начала исследования гипотеза подтвердилась в полном объеме. Таким образом, внимание представляет собой процесс избирательной направленности восприятия на тот или иной объект и классифицируется на непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Произвольное внимание является важнейшим процессом, характеризующимся целенаправленностью и активностью субъекта, формирующимся в онтогенезе в результате социального взаимодействия. Наиболее успешным методом развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста является игровая форма взаимодействия, в ходе которой происходит формирование различных свойств внимания ребенка. Проведенное исследование подтвердило эффективность применения игровой коррекционно-развивающей работы на становление внимания дошкольника. Предложенная программа соответствует коррекционным задачам и может продуктивно применяться для улучшения свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
. Барышникова Е.В. Особенности свойств внимания у дошкольников / Е.В. Барышникова, Ю.В. Родикова// Культура и образование: от теории практике. - 2016. - № 33 (б). - С.92-98) 2. Башаева, Т. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика / Т. В. Башаева, О. В. Филатова. – Владимир : ВлГУ, 2016. – 152 с. 3. Белых, В. А. Наблюдалки. Игры и упражнения для развития внимания / В. А. Белых. – Москва : Феникс, 2015. – 817 с. 4. Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова // Молодой ученый. – 2016. – No 9 (113). – С. 1020-1022. 5. Богданова Т.И. Диагностика познавательной сферы ребенка./Т.И. Богданова, Т. В. Корнилова - М. : Сфера, 2014.-281 с. ) 6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2010. – 325 с. 7. Власова, М. И. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе игр / М. И. Власова // Педагогика и психология : актуальные вопросы теории и практики. – 2017. – No 1 (10). – С. 139-141. 8. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания / Т. Н. Волкова. – Москва : Рипол классик, 2016. – 240 с.) 9. Вундт, В. Память и внимание / В. Вундт. – Москва : Просвещение, 2015. – 372 с. 10. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с 11. Гальперин П.Я. Расстройства внимания и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского.- М.: Мысль, 2005. -С.196 - 200. 12. Головей Л.А. Развитие личности ребенка от пяти до семи. - Екатеринбург: Изд-во Рама Паблишинг, 2010, 576 с. 13. Гильбух, Ю. З. Внимание и его воспитание [Текст] / Ю.З. Гильбух, Ф.Н. Гоноболин. - М.: Педагогика, 2002. - 160 с. 14. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное/ Н.Ф. Добрынин. - М.: Мысль, 2008.-118 с. 15. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. /Н.Ф. Добрынин// вопросы психологии.-2010.-№ 3.-С.12-23) 16. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста/ А.В. Запорожец// Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н. Леонтьева,Н А.В. Запорожца. - М.: Сфера, 2003.- С.91-101 17. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие образовательных процессов/ Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. -М.: Изд-во Просвещение, 1964. -350 с. 18. Иванова, М.В. Особенности развития внимания старших дошкольников/ М.В. Иванова.-Текст : непосредственный // Молодой учёный. - 2021. - № 34 (376). - С. 75-78. 19. Ильина, М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет / М. В. Ильина. – Москва : Арктики, 2015. – 136 с. 20. Кравцова, О. Е. Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста / О. Е. Кравцова, М. А. Жирнова // Молодой ученый. – 2018. – No13 (1). –С. 30-33. 21. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Изд-во Смысл, 2000. - 508 с. 22. Лихи Т. История современной психологии. – 3-е изд.-Спб.: Питер, 2003. 23. Менчинская, Н. А. Обучение и умственное развитие [Текст] // Обучение и развитие / Н.А. Менчинская. - М.: Просвещение, 2006. - 230 с. 24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш.учеб.заведений, 15-е издание. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 656 с. 25. Обухова, Л. Ф. Этапы развития детского мышления [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: МГУ, 2002. – 152 с. 26. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 104 с. 27. Петровский, А.В. Общая психология / под ред. А.В. Петровского.- М., 1986.- С 231. 28. Путляева, Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. - 2005. - No8. - С.58-65. 29. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей / О. В. Солнцева – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – С. 6-11. 30. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. – М.: Мысль, 2009. – 281 с. 31. Ухтомский А.А. Доминанта. Физиология поведения. - Спб.: Питер, 2019 32. Эльконин, Д. Б Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва, 2017. – 22
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности применения единого сельскохозяйственного налога
Количество страниц:
25
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Налоги, налогообложение и налоговое планирование
курсовая работа
Понятие и содержание права собственности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
расчет электрической сети заданного района
Количество страниц:
20
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Электротехника
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image