ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Федерализм: понятие, определения 5
1.1. Возникновение федерализма 5
1.2. Понятие федерализма 7
1.3. Типология моделей федерализма 12
Глава 2. Сущность, проблемы и перспективы федерализма в РФ 17
2.1. Правовая сущность федерализма в РФ 17
2.2. Перспективы развития федерализма в РФ 20
2.3. Проблема федерализма в РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
Федерализм – это принцип государственного устройства, позволяющий обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве.
Исходя из рассмотренного материала можно сделать следующие выводы:
Во-первых, федерализм как форма государственного устройства обладает государствообразующим характером и не привносит в общий уклад государства никаких фундаментальных противоречий. Возникающие в отдельных случаях конфликты внутри федераций (например, между федеральным центром и субъектом федерации или же между субъектами федерации), носят, на наш взгляд, не фундаментальный, а чисто прикладной характер, связанный не с юридической конструкцией федерации, а, скорее всего, с ее недостаточным пониманием. И. А. Ильин характеризовал подобные конфликтные случаи как «обратный оттенок федерализма», отмечая, что он имеет смысл «не юридический, а политический, ибо он касается не конституционной нормы, а ее практического применения и осуществления» .
Во-вторых, тенденции централизации и децентрализации не составляют сущностного признака федеративной формы государственного устройства. Оба начала, составляющие фундамент всей федеративной модели, имеют государственную природу и служат одной цели – сохранению государственного единства. Поэтому тенденции к централизации и децентрализации являются не разнонаправленными, а однонаправленными тенденциями, т.е. способствующими с разных сторон укреплению целостности федерации. Если бы эти тенденции взаимно противоречили одна другой, это значило бы, что федеративное государство существует в непрекращающемся государственном кризисе. Говоря об этих тенденциях, можно сказать также, что децентрализация государственной власти представляет собой один из вариантов функционирования централизованного государства через установление общих начал и принципов действия власти субъектов федерации. Децентрализация в данном случае не равна по смыслу централизации, ибо федеральная власть может в любое время ввести на конкретной территории федеральное управление или вообще напрямую управлять отдельными субъектами федерации, как это имеет место, например, в Индии. При этом децентрализацию государственной власти, на наш взгляд, правильнее понимать как многообразие ее реализации.
Важное значение для развития российского федерализма имеет повышение инициативы региональных органов государственной власти в решении общефедеральных вопросов, необходимо регламентировать их полномочия в принятии общегосударственных решений, определить центры ответственности субъектов, развивать институт федеративной ответственности в целом. Перспективы развития российского федерализма заключаются в конституционном закреплении основ федеративных отношений, соблюдении прав человека, оптимизации финансовых отношений между субъектами, укреплении экономических основ российского федерализма.
В заключении хотелось бы отметить, что федерализм по своей сути является альтернативой унитаризму, который, не разрушая целостность государства, удовлетворяет интересы стремящихся к самостоятельности субъектов. На сегодняшний день федерализм становится ведущей тенденцией в развитии современной государственности и приобретает глобальный характер.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
2. Федеральный закон № 1256381-7 "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 21 декабря 2021 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 21 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 1 июня 2022 года
5. Алпатов, Ю.М. Российский федерализм и местное самоуправление / Ю.М. Алпатов. - М.: Юркомпани, 2017. - 968 c.
6. Гуляков А.Д. Основные модели федерализма / Гуляков Александр Дмитриевич. М.: А-Проджект, 2016. 898 c.
7. Заметина Т.В. Российский федерализм на современном этапе : развитие или имитация? // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 6 (125). С. 22–33.
8. Кабышев, В. Т. Российский федерализм: конституционные основы, тенденции развития / В. Т. Кабышев // С Конституцией по жизни : избранные научные труды. – М. : Формула права, 2013. – 319 с.
9. Кетова, Е. В. Понятие и сущность принципа российского федерализма / Е.В. Кетова // Философия права. – 2017. – № 1 (80). – С. 149-154.
10. Кокошкин, Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф. Ф. Кокошкин. – М. : Зерцало, 2014. – 260 с.
11. Рабкин С.В. Развитие современной модели российского федерализма как основа реализации задач обеспечения экономической безопасности // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики : материалы X Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. СПб., 2018. С. 86–89.
12. Рудман М. Н. Институт федерализма как общечеловеческая ценность и его развитие в России // Государственно-правовые институты современного общества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Башкортостан / отв. ред. Ф. М. Раянов. 2018. С. 288–297.
13. Саликов, М.Н. О некоторых проблемах разграничения законодательных полномочий в российской федеративной системе / М.Н. Саликов // Сравнительное конституционное обозрение. – 2015. – № 1. – С. 28.
14. Царегородцев М.Ю. Становление и развитие модели федерализма в России // Право и законность : вопросы теории и практики: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов / науч. ред. Д. Б. Сергеев. 2018. С. 240–243.
15. Шувалов А.А. Становление российского федерализма в контексте противодействия сепаратистским тенденциям // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 351–358
Читать дальше