Норма права – это общеобязательное правило поведения, которое устанавливает государство и государство же его охраняет от нарушений. Такое правило определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Совокупность общественных отношений, составляющих предмет той или иной отрасли права, обусловливают специфику их правовых норм.
Административно-правовая норма отвечает всем общим признакам правовой нормы [11]. При этом административно-правовая норма отражает особенности общественных отношений в сфере исполнительной власти, образующих предмет административного права. Следовательно, административно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, которое установлено государством в лице уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц, рассчитано на многократное применение неопределенным кругом лиц и регулирующее отношения, возникающие в сфере государственного и муниципального управления [11].
Сущность административно-правовых норм выражается в следующем:
- административно-правовые нормы обеспечивают упорядоченность организации и функционирования, всей системы исполнительной власти, в т.ч. ее отдельных звеньев и их эффективное взаимодействие;
- административно-правовые нормы являются общеобязательными правилами в сфере государственного управления, что подразумевает выполнение предписаний, соблюдение установленных запретов каждым субъектом, который оказался в сфере действия нормы;
- административно-правовые нормы направлены на обеспечение публичных интересов, в связи с чем нормами административного права не регулируются правоотношения, возникающие между гражданами;
- нормы административного права имеют свой собственный институт защиты – административную ответственность, поскольку к нарушителю нормы применимо административное наказание, перечень которых установлен в статье 3.2 КоАП РФ;
- административно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективного выполнения исполнительной властью своего конституционного предназначения: практического исполнения и претворения в жизнь положений Конституции РФ и иных законодательных актов. Именно поэтому значительная часть норм административного права
носит императивный (властный) характер – они выражают волю государства, оформленную в форме закона [11].
Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей, нетипичных для норм других отраслей права.
Административно-правовые нормы содержатся не только в Конституции РФ, законодательных актах РФ и ее субъектов, но и устанавливаются непосредственно органами исполнительной власти в процессе их реализации. Это важное отличие административно-правовых норм от норм других отраслей права.
За соответствующими субъектами исполнительной власти закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм, то есть им присуще административное нормотворчество. Необходимость такого делегирования полномочий органам исполнительной власти объясняется тем, что зачастую нормы законов не имеют прямого действия и представляют собой общие правила поведения, не учитывающие конкретные особенности и условия их практического применения. Поэтому административно-правовые нормы, принятые субъектами исполнительной власти, приобретают характер прямого действия, детализируют их применительно к конкретным обстоятельствам.
При этом действующим законодательством установлено, что нормативно-правовые акты субъектов исполнительной власти подзаконны, т.к. издаются на основе и во исполнение законов и не могут им противоречить.
Следовательно, прослеживается иерархия норм административного права: конституционные нормы; нормы законов; нормы указов Президента РФ; нормы, устанавливаемые самими органами исполнительной власти.
Кроме того, отличительной чертой административно-правовых норм, по сравнению с нормами других отраслей права является то, что они имеют собственные средства защиты от посягательств на них. Таким средством защиты выступает административная ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Меры административной ответственности могут быть применимы к правонарушителю как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке.
Еще одной особенностью административно-правовых норм является то, что зачастую эти нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права. Т.е. с помощью административно-правовых норм регулируются отношения в иных сферах, таких как: финансовая, трудовая, земельные отношения и пр. На основе административно-правовых норм в России устанавливается государственный контроль и надзор за соблюдением налогового, природоохранного, трудового законодательства, устанавливаются основополагающие организационные начала предпринимательской деятельности.