ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. Общая характеристика противодействия отмыванию доходов в банковской сфере…………………………………………………………………5
1.1 Понятие противодействия отмыванию доходов в банковской сфере……5
1.2 Методы противодействия отмыванию доходов в банковской сфере……..8
ГЛАВА 2. Анализ противодействия отмыванию доходов в банковской сфере на примере Сбербанка…………………………………………………………..13
2.1 Общая характеристика Сбербанка и политика противодействия отмыванию доходов…………………………………………………………….13
2.2 Рекомендации по совершенствованию системы противодействия отмыванию доходов в банковской сфере……………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….24
Читать дальше
Таким образом, по итогам рассмотрения данной темы, можно сделать следующие выводы:
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ организации, которые осуществляют операции с денежными средствами, должны противодействовать легализации денежных средств, которые были получены преступным путем. Должны быть назначены специальные лица, которые будут нести ответственность за реализацию внутреннего контроля. Но на практике можно увидеть, что банки часто допускают нарушения правил по идентификации клиентов. Среди таких нарушений можно отметить:
- не в полной мере проверена информация по клиенту;
- принимаются документы, которые не действительны на момент принятия;
- отсутствие у организации программ по подготовке и обучению персонала в рассматриваемой сфере;
- не прохождение руководителями организации обязательного обучения в целях противодействия ОД.
Само сокрытие преступных активов осуществляется с помощью большого количества финансовых операций. В каждом отдельном случае, легализация преступных доходов связана с использованием схемы по перемещению денег заграницу или внутри страны.
Вся существующая сегодня система банковского контроля проводимых операций и платежей, осуществляемая в рамках экономической деятельности юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сформирована и обеспечивается Банком России и иными контролирующими органами.
Организацией противодействия ОД (далее -ПОД) Банк России занимается совместно с Федеральной налоговой службой, Росфинмониторин-гом, различными правоохранительными органами, и другими контрольно-надзорными органами. Совместно они осуществляют борьбу с сомнительными операциями в финансово-кредитной системе.
Каждый год Банк России публикует годовой отчет, в котором подводит итоги по проделанной работе в сфере ПОД/ФТ. Банк России осуществляет свои надзорные функции за счет проведения мероприятий по дистанционному и контактному надзору.
Также, Центральным банком Российской Федерации в целях оказания банкам методологической помощи по выявлению и пресечению сомнительных операций, были утверждены Методические рекомендации, содержащие порядок управления рисками проведения сомнительных операций. В Методических рекомендациях содержится перечень критериев, которые банки могут использовать при выявлении сомнительных операций или клиентов, входящих в зону риска, а также, приведен перечень сомнительных операций, предлагаемый к использованию банковскими организациями. Стоит отметить, что применение рекомендаций способствует универсализации деятельности кредитных организаций в этом вопросе и упрощает механизм проверки и оценки каждой операции и клиента.
В работе была рассмотрена система противодействия отмыванию доходов, применяемая в Сбербанке. Кроме того, было установлено, что данная система является несовершенной, так как достаточно много затрачивается на обработку запросов и информации. Следовательно, необходимо провести автоматизацию процесса, чтобы ускорить его.
Подводя итог, стоит отметить, что за последние годы Центральный Банк Российской Федерации ужесточил требования к банкам по ПОД, которые были получены преступным путем. С каждым годом количество банков, которые ведут такого рода операции, становится все меньше. При этом все также остается актуальной проблема по обучению персонала работе с банковскими операциями и тщательной проверкой клиентов.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993// Собрание законодательства РФ. —2014. — № 31. —Ст. 4398
2. Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности»
3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
4. Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
6. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»// Собрание законодательства РФ—2012. —№ 25. —ст. 3314.
7. Инструкция Банка России от 25.02.2014 N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) //Вестник Банка России —2014. —№ 23-24
8. Положение Банка России от 29.08 2008 г. № 321 -П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» //Вестник Банка России.
9. Политика информационной безопасности ПАО «Сбербанк России», утвержденная Постановление Правления ПАО «Сбербанк России» от 28.07.2005 г. Протоколом № 321 (в ред. от 25.12.2019 г.).
10. Положение Банка России «Положение о требованиях к защите информации в платежной системе Банка России» № 552-П от 24.08.2016 г. // Вестник Банка России, № 112, 21.12.2016.
11. Положение Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 г. (ред. от 06.01.2019 г.) // Вестник Банка России, № 34, 28.06.2012.
12. Положение Банка России «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» от 24.12.2004 № 266-П (в ред. от 14.01.2015 г.) // Вестник Банка России, № 17, 30.03.2005.
13. Положение Банка России «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 630-П от 29.01.2018 г. (ред. от 11.10.2018 г.) // Вестник Банка России, № 51, 28.06.2012.
14. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. — М: Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, Вып. ХЦУП,1994. — С. 133 - 157
15. Ахиярова М.М. Банковская деятельность по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем / М.М. Ахиярова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2. С. 89-93.
16. Мендрук К.С. РОЛЬ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ // Форум молодёжной науки. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-bankovskogo-sektora-v-protivodeystvii-legalizatsii-otmyvaniyu-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem (дата обращения: 04.02.2023).
Читать дальше