ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСНОВНЫЕ КАРТИНЫ МИРА 1.1 Общенаучная картина мира 6 1.2 Художественная картина мира 20 2. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИН МИРА 2.1 Сходство взглядов 26 2.2 Различие во взглядах 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Общенаучная и художественная картина мира. Сходство и различие

курсовая работа
Искусство
35 страниц
72% уникальность
2023 год
11 просмотров
Гришина Т.
Эксперт по предмету «Искусство»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСНОВНЫЕ КАРТИНЫ МИРА 1.1 Общенаучная картина мира 6 1.2 Художественная картина мира 20 2. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ОБЩЕНАУЧНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИН МИРА 2.1 Сходство взглядов 26 2.2 Различие во взглядах 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Читать дальше
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний являются продуктом длительного исторического развития науки.


Любая курсовая на заказ, срочно исполнится на нашем сайте.


Они возникли в качестве относительно самостоятельных фрагментов общенаучной картины мира на этапе формирования дисциплинарно организованной науки. Но на ранних стадиях развития, в эпоху становления естествознания, такой организации науки еще не было. В 80-х годах, когда интенсивно обсуждался вопрос о статусе специальных картин мира, были высказаны три точки зрения: специальных картин мира не существует и их не следует выделять в качестве особых форм теоретического знания; специальные картины мира являются ярко выраженными, автономными образованиями; их автономия крайне относительна, поскольку они выступают фрагментами общенаучной картины мира. Однако, в истории науки могут найти подтверждения все три точки зрения, только они относятся к разным ее стадиям: додисциплинарной науке XVII века, дисциплинарно организованной науке XIX – первой половины XX в., современной науке с ее усиливающимися междисциплинарными связями. Методологическое обоснование для изучения художественной картины мира было представлено Б.С. Мейлахом в статье «Философия искусства и художественная картина мира». В ней обозначился философско-мировоззренческий подход к искусству как нацеленный на целостность, на обобщение качеств и функциональности. Одновременно автор проясняет контекстное окружение предмета, рассматривая его в единстве со средой пребывания. Статья послужила своего рода навигатором не только для исследований, проводимых творческой группой под опекой Комиссии, но и обозначила стратегию изучения художественных явлений. Задействованный философский подход «позволяет восходить» от частных вопросов «к более общим, системным обобщениям» и концентрации частных подходов. Б.С. Мейлах определяет понятие «художественная картина мира» через понятие «философия искусства», которое применялось в эстетике и в некоторых моментах даже подменяло ее [13]. Изучая с помощью научных и художественных методов отдельные фрагменты бытия, человечество не имеет в настоящее время единого синтетического представления об окружающем мире. В связи с этим изучение таких представлений о мире, существовавших на разных этапах развития человеческого общества вплоть до сегодняшнего дня, как естественнонаучное и художественное и поиски общих закономерностей их функционирования, приобретают особую актуальность. Тема актуальна тем, что научный и художественный взгляд на мир постоянно меняется и познается человеком благодаря открытиям чего-то нового в науке или в искусстве, и в связи с этим происходят изменения в социуме, что не маловажно для общества в целом. ,Проблеме отражения структуры реальности в естественнонаучном познании посвящены работы многих современных российских философов и естествоиспытателей, которые вошли в материал работы: П.С. Дышлевого, В.В. Казютинского, В.Н. Михайловского, B.C. Степина, и др. Особенности художественного моделирования действительности были рассмотрены в трудах В.Ф. Асмуса, А.Ф. Лосева, и др. Значительное место проблема соотношения естественнонаучного и художественного способов освоения действительности в разных ее аспектах занимает в работах русского мыслителя: В.И. Вернадского, Флоренского П.А. и др. Цель исследования – рассмотреть научный и художественный взгляд на мир. Предмет исследования – научная и художественная картины мира. Объект исследования – картины мира. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить материал по выбранной; дать характеристику научного взгляда на мир; дать характеристику художественного взгляда на мир; выявить общие черты и различия научного и художественного взглядов на мир. Методы исследования: теоретический – изучение материала по данной теме, аналитический и сравнительный – анализ и сравнение изученного, выделение основных характерных черт и особенностей. Структура работы состоит из: введения, двух основных частей, заключения и списка используемой литературы. В первой главе рассматриваются основные понятия и особенности научной и художественной картин мира, во второй главе на основании материала первой главы проведен анализ научной и художественной картин мира с целью выявления сходства и различия взглядов. В заключении сделаны выводы по всей проделанной работе в целом. Основное внимание в работе уделено общим представлениям научной и художественной картин мира. Поэтому основой данного исследования является комплексный подход с использованием данных философии, науки и искусства.

Читать дальше
И искусство, и наука родились из извечной потребности человека в познании. По сути – искусство есть «мать наук», оно возникло куда раньше и постоянно вбирало в себя все формы познания. Тем не менее, на определенном этапе пути науки и искусства разошлись, и каждый вид деятельности занял свою специфическую нишу. Так чем же являются наука и искусство на сегодняшний день – соперниками или союзниками? Наука познает мир при помощи логики, а искусство – с помощью эмоциональных образов. Наука движет прогресс вперед, позволяет человеку выживать, улучшать быт, познавать мир с «технической» стороны. Искусство же позволяет человеку познать себя изнутри, проникнуть в глубины подсознания, оно же находит путь к потаенным уголкам души, взывает к доброте и милосердию в человеческом сердце. Ни одна картина или книга еще не обогрела человека физически (разве что если кинуть произведение искусства в костер, как делал из нужды Пикассо), но и ни одна химическая формула не пробудила в чьем-то сердце сострадания к ближним. Получается, что для физического выживания более полезна наука, которая помогает прокормиться, согреться, защититься от опасностей окружающего мира нашему телу. Но без искусства не будет духовной пищи, которая позволяет человеку не зачахнуть, не погрязнуть в материализме, не разочароваться в бытие. Искусство – пища для наших душ. Искусство позволяет испытать катарсис – чувство, описанное Аристотелем; оно очищает, дает душе отдохновение, облагораживает личность, способствует ее гармонизации. Наука может сдвинуть горы, но не сделает человека добрее. Получается, что искусство и наука – противоположные грани познания? Но наблюдательный человек найдет и места, где эти грани пересекаются. Ранее наука заставляла человека двигаться вперед и вперед, не считаясь со средствами (не верите – почитайте хотя бы «Таинственный остров» Жюля Верна и оцените, как новоявленные островитяне обращаются с приютившей их землей). Тем не менее, в последнее время искусств, о всегда служившее моральным ориентиром, активно «перетягивает» науку нас свою сторону. В наше время наука провозглашает заботу о природе и сохранении нравственности путем создания доказательной базы, искусство же дополняет эту работу яркими, эмоциональными образами, оставляющими следы в памяти и сердце. С практической стороны, если углубляться в детали – наука помогает художникам развивать технические приемы, создавая новые инструменты, изучая строение живого и неживого, а искусство помогает науке иллюстрациями и аккомпанементом. Не стоит же разделять искусство и науку – двух сестер, вечно пытающихся превзойти одна другую, но и помогающих друг другу достигать собственных целей. В целом, у них весьма гармоничные отношения. Таким образом, общая научная картина мира, складывающаяся из картины природы, формируемой естествознанием, и картины общества, создаваемой обществознанием, дает единое, целостное представление о фундаментальных принципах развития природы и общества. Однако законы общества существенно отличаются от законов природы прежде всего тем, что действия людей имеют осознанный и целенаправленный характер, в то время как в природе действуют слепые, стихийные силы и потому в ней отсутствуют какие-либо цели. Тем не менее и в обществе, несмотря на различие целей, интересов и стремлений разных людей, в конечном итоге устанавливается определенный порядок, выражающий закономерный Характер его развития. Отсюда становится ясным, что между научной картиной естествознания и картиной обществознания существует глубокая внутренняя связь, которая находит свое конкретное воплощение в существовании общей научной картины мира. Поскольку общие понятия, принципы и законы научной картины мира и категории и принципы, изучаемые в рамках философии, тесно связаны друг с другом, постольку возникает вопрос об их различии и специфике. Научные картины, создаваемые отдельными науками, так же как картины естествознания и мира в целом, ставят своей важнейшей целью систематизацию знаний разной степени общности. Процесс систематизации и синтеза знаний предполагает поиск таких общих понятий и принципов, с помощью которых становится возможным понять место и роль конкретных закономерностей в общей системе научного знания, их постижение не как отдельных элементов, а как единой системы знаний. Такое понимание означает целостное рассмотрение научных знаний, их постижение не как отдельных элементов, а как единой системы знаний. Поэтому картина природы, создаваемая отдельной наукой о природе или естествознанием в целом, представляет собой систему знаний различной степени общности и глубины, которая возникает в результате их синтеза. При этом картина отдельной науки, например физики, будет частью, или фрагментом, общей естественнонаучной картины природы, а последняя будет составлять часть картины мира в целом, включающей природу и общество. Если отдельные научные теории ставят своей целью объяснение, понимание и предсказание конкретных фактов изучаемой области мира, то картины мира стремятся выделить основные понятия и фундаментальные принципы науки, в которую входит данная теория. Опираясь на них, картина мира помогает понять роль и место отдельных понятий и закономерностей в общей системе мира. Именно в этом отношении она играет систематизирующую роль в познании и благодаря этому же приобретает общий эвристический и прогностический характер. Действительно, в рамках узких границ отдельной научной теории или даже конкретной научной дисциплины трудно уловить общие тенденции развития достаточно широкой области явлений, а тем более природы и общества в целом. Обобщение и синтез знания в научной картине мира дают возможность понять, в каком направлении происходит это развитие, какие наиболее важные проблемы выдвигаются перед наукой. Такой общий подход к познанию реальности теснейшим образом связывает научную картину мира с философией и мировоззрением в целом
Читать дальше
1. Армер Е.В. Картина мира и картина социальной реальности: социально-конструктивистский подход // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. 2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. — М., 1997. 3. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. 4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М.,1991. 5. Дышлевый П.С. Естественнонаучная картина мира как форма синтеза научного знания. – В кн.: Синтез современного научного знания. М., 1973. 6. Казютинский В.В., Степин B.C. Междисциплинарный синтез иразвитие современной научной картины мира. // Вопросы философии №4,1988. 7. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск, 1994. 8. Концепция современного естествознания: учебник студентов для вузов/ под редакцией Лавриненко В.Н., В.П. Ратникова – 4-е издан. перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2008 г. 9. Кубанова Т.А. Картина мира как философское понятие и мировоззренческая система взглядов: история и перспективы изучения // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 1. 10. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН– СЛЯ– 1993, № 1. 11. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991. 12. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. 13. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. № 7. 14. Миниханова Л.К., Фаткуллина Ф.Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности. [Электронный ресурс]/ Вестник Башкирского университета. 2012. № 3-1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/hudozhestvennaya-kartina-mira-kak-osobyy-sposob-otrazheniya-deystvitelnosti (дата обращения 21.03.2023). 15. Научная картина мира: логико-гносеологический аспект. К., 1983. 16. Скурту Н.П. Искусство и картина мира. – Кишенев: Штиинца. – 2010. 17. Соколов К.Б. Картина мира и искусство в периоды социальных перемен. Социологический аспект перехода в истории культуры и художественная жизнь // Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002. 18. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975. 19. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. Архивная копия от 28 мая 2012 на Wayback Machine – М., 1994. 20. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990, Т.1. 21. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 22. Хренов Н.А. Теория искусства в эпоху смены культурных циклов // Искусство в ситуации смены циклов. М.: Наука, 2002. 24. Чернышева Т.Л. Художественная картина мира, экологическая ниша и научная фантастика // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. – СПб.: Наука, 2014. 24. Шустова Е.А. Научный семинар «Культурная картина мира» [Электронный ресурс]/ Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnyy-seminar-kulturnaya-kartina-mira (дата обращения 21.03.2023).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Санаторно-курортное обслуживание лиц с ограниченными возможностями в России
Количество страниц:
10
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Анализ эффективности применения информационных технологий в процессах измерений и контроля на предприятии ООО «ХОМЕН ВИЛС»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Окислительный стресс при нарушениях репродукции, роль полиморфных генов антиоксидантов при синдроме поликистоза яичника
Количество страниц:
25
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Медицина
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image