Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Особенности представлений о характере человека в психологии…………………………………………………………………….……..5 1.1 Общее понятие о характере в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………………………5 1.2 Типологии характера…………………………………………………..8 1.3 Теоретический анализ методов изучения характера……………….11 Глава 2. Эмпирическое исследование качеств методик диагностики черт и качеств характера человека…………………………………………………...…15 2.1 Организация и методы исследования………………………………….15 2.2 Результаты эмпирического исследования……………………………..17 2.3 Сравнительный анализ методик исследования………………………..21 Заключение…………………………………………………………………..25 Список литературы………………………………………………………….27 Приложения………………………………………………………………….29

Особенности методики выявления черт и качеств характера человека

курсовая работа
Психология
28 страниц
94% уникальность
2023 год
19 просмотров
Скоробогатов А.
Эксперт по предмету «Психодиагностика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………….3 Глава 1. Особенности представлений о характере человека в психологии…………………………………………………………………….……..5 1.1 Общее понятие о характере в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………………………5 1.2 Типологии характера…………………………………………………..8 1.3 Теоретический анализ методов изучения характера……………….11 Глава 2. Эмпирическое исследование качеств методик диагностики черт и качеств характера человека…………………………………………………...…15 2.1 Организация и методы исследования………………………………….15 2.2 Результаты эмпирического исследования……………………………..17 2.3 Сравнительный анализ методик исследования………………………..21 Заключение…………………………………………………………………..25 Список литературы………………………………………………………….27 Приложения………………………………………………………………….29
Читать дальше
Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Проблема характера – одна из традиционных и ведущих проблем психологической науки. Исследователи отмечают, что своеобразные черты характера человека могут при определённых условиях затруднять его отношения с окружающими. У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Aкцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума.


Многим нужна презентация в powerpoint на заказ , её можно заказать на сайте Work5.


Психотравмирующее воздействие на людей с теми или иными акцентуациями оказывает не любая трудная ситуация, а только та, которая наносит удар по наиболее уязвимому месту их характера Изучением вопроса об акцентуации характера занимались многие психологи и педагоги (К. Леонгaрд, А.А. Алексaндров, А.А. Вдовиченко, А.Е. Личко, В.В. Ковaлев), и, несмотря на то, что наука уже даёт ряд ответов, вопрос об aкцентуации характера ещё aктуален. Анализ научных работ приводит нас к выводу, что немаловажную роль играет диагностика акцентуаций характера, так как они способны переходить в патологические состояния. Цель данной работы: выявить особенности методики выявления черт и качеств характера человека. Задачи: - дать общее понятие о характере в отечественной и зарубежной литературе, - определить типологии характера, - провести теоретический анализ методов изучения характера, - описать организацию и методы исследования, - проанализировать результаты эмпирического исследования, - осуществить сравнительный анализ методик исследования. Объект исследования: особенности акцентуаций характера. Предмет исследования: методики исследования особенностей акцентуаций характера. Теоретической основой исследования являются работы К. Леонгaрда, Э. Кречмера, Р.С. Немов, В.С. Мерлина, Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, Н.Д. Левитова и др. Методическая основа исследования: Теоретический анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, тестирование, качественный и анализ полученных данных. Методики исследования: 1. опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, 2. методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина», 3. статистические методы обработки данных - корреляционный анализ. Эмпирическая база: В данном исследовании приняли участие 30 человек, ученики 7 класса Средней общеобразовательной школы, среди которых 12 юношей и 18 девушек. Совокупность целей и задач обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В рамках данной работы нами изучены особенности акцентуаций характера. В соответствии с задачами исследования проведён теоретический анализ подходов к пониманию характера в психологической науке. Полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы: Характер есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Это психологический склад личности, определяющий линию поведения человека и его поступки и выражающийся в его отношении к окружающему миру, к труду, к другим людям и к самому себе. Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей, основными из которых являются: Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении всей остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый; те сочетания личных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными; имея в виду различные сочетания черт характера, людей можно разделять на типы. Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесён к определённому типу. Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера и в состоянии заняться самовоспитанием. У большинства людей особенности характера разнообразны, но в то же время одни черты характера могут преобладать над другими. Это явление определяется как акцентуация характера, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, пронизывает весь психический настрой индивидуума. В результате эмпирического исследования особенностей характера было установлено, в исследуемой нами выборке наиболее распространенной является циклотимный тип акцентуации характера, что указывает на частую смену гипертимных и дистимных состояний в поведении. Так же, можно отметить распространенность таких типов акцентуаций характера в исследуемой выборке как: демонстративный (истероидный) тип и пендантичный тип акцентуации. У меньшего количества респондентов было выявлено отсутствие доминирования определенного психотипа или акцентуации. Учитывая тот факт, что в исследовании приняли участие респонденты подросткового возраста, отметим, что, в данном возрасте акцентуации характера в этом возрасте являются нормальным явлением и сглаживаются с возрастом. Сравнительный анализ методик, используемых в рамках данного исследования показал, что существует как достоинства, так и недостатки используемых нами методик. По нашему мнению, предпочтения, отдаваемые в пользу того или иного исследовательского метода будет завесить от цели исследования. Таким образом, в ходе проведенного исследования особенностей психотипов в подростковом возрасте показал, что в данном возрасте преобладает циклотимный, демонстративны и педантичный типы акцентуации характера, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу исследования. Так же, проведенный корреляционный анализ шкал методик подтверждает выдвинутую нами гипотезу о взаимозаменяемости методик, направленных на изучение акцентуаций характера.
Читать дальше
1. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2016. – 288 с. 2. Бородин В.С. Проблема формирования характера личности// В сборнике: НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ Материалы международной научно-практической конференции. Отв. ред. Зарайский А.А.. – 2018. -С. 46-48. 3. Вишняков А.И., Дедушев С.В., Прадчук О.И. Характер как составляющая личности// В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ материалы всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. -2014. -С. 223-225. 4. Гроховская И.А., Досмаева Д.М., Царева М.Н. Акцентуация характера личности// В сборнике: Основные проблемы современного языкознания сборник статей ХI международной научно-практической конференции. -2019. -С. 13-17. 5. Железняков В.А., Поляков А.Д. Характер личности и его типология //В сборнике: Наука молодых - будущее России Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. -2017. -С. 131-134. 6. Зайцев Т.А. Типологии характеров личности В сборнике: ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ //сборник статей Международной научно-практической конференции. -2019. -С. 142-146. 7. Измаилов В.В. Взаимосвязь акцентуации характера и самооценки личности// Университет Наук. -2018. -№ 27. -С. 789-797. 8. Обрезков В.А., Федосеенков А.В. Темперамент и характер личности //Научный аспект. -2017. -№ 4-3. -С. 432-439. 9. Кортнева Ю. Диагностика актуальных проблем / Ю. Кортнева. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2004. – 240 с. 10. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу / В. С. Мерлин; Пермский гос. пед. ин-т, Уральское отд-ние О-ва психологов СССР при АН СССР. - Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с. 11. Иноземцева Т.Н., Царева М.Н., Каталиева Р.К., Зиналиева Н.К. Индивидуальный характер личности и его формирование// В сборнике: Весенние психолого-педагогические чтения материалы III Региональной научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А. В. Буровой. Составители: И. А. Еремицкая, О. А. Халифаева. -2019. -С. 32-35. 12. Попов Н.А. Типология характеров личности// В сборнике: ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. -2019. -С. 309-311. 13. Паршукова, Л.П. Акцентуации характера: учебное пособие / Л.П. Паршукова, И.В. Выбойщик. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2017. – 84 с. 14. Психология: Учебник / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Академия, 2001. - 496 с. 15. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 480 с. 16. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с 17. Утлик Э.П. Психология Н.Д. Левитова сегодня|/ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»// Вестник Московского государственного областного университета. -2017. – 84 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Договор купли-продажи земельных участков по законодательству Российской Федерации: актуальные проблемы
Количество страниц:
27
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Наказания, связанные c лишением или ограничением свободы передвижения: понятие, виды, характеристика
Количество страниц:
27
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Групповая работа на уроках русского языка как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников
Количество страниц:
30
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Методика преподавания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image