Введение 3
Глава 1. Возникновение Христианства и Православной Церкви
1.1 Основы православной веры 5
1.2 Почитание святых в православии: когда возникла
эта христианская традиция 8
Глава 2. Культ святых и их почитание в православии
2.1 Предпосылки возникновения культа святых и поклонения мощам 12
2.2 Почитание святых: значение и основания 15
2.3 Самые известные и почитаемые святые в православии 21
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26
Читать дальше
Проанализировав культ почитания святых в православии, можно прийти к следующим выводам. Первое место в небесной иерархии принадлежит Богоматери, без которой не могло быть чуда Воплощения Бога, и Спаситель не пришел бы в мир. Догмат о почитании Марии Богородицей был утвержден на III Вселенском соборе в Эфесе (431). Христианами она почитается как спасительница всего человечества, в теле которой, как в храме, пребывал до своего рождения Бог, и через которую, словно через врата, он вышел в мир. В народном восприятии Богородица, много страдавшая и пережившая крестную смерть сына, - утешительница и заступница. Древнерусские источники и этнографические данные свидетельствуют, что культ Богоматери в народном сознании в значительной степени слился с древним почитанием «матери сырой земли».
Раннехристианский культ апостолов способствовал установлению культа мучеников, которые приобщались к святости через смерть, принимаемую за веру. Церковь особо чтит великомучеников как претерпевших особенно тяжелые мучения и проявивших необычайную твердость в вере. В народном православии культ великомучеников был дополнен различными легендами и народными поверьями.
Почитание останков святых было общим верованием и выражением благочестия Церкви с самых первых веков ее исторического существования. Святыми мощами называются сохранившиеся честные останки почитаемых Церковью святых христианских мучеников и угодников Божиих. Мощи – честные останки собирались Церковью с благоговением, как причастные действию Духа Божия через облагодатствованные души этих тел. Мощи – от слова «мощь». То есть мы поклоняемся и получаем благодать не от мертвых костей, а от силы Божией, носителем которой является тот или иной угодник Божий. Это тоже самое происходит и с почитанием икон: мы поклоняемся ни дереву и ни краскам, которыми они нарисованы, а изображенному святому, который является нашим предстателем перед Богом и доносит до Бога и наше целование, и нашу молитву.
Благодать и помощь Божия присущи святым еще при их жизни. Святыми людьми Церковь Христова с первых лет и веков своего существования называла тех, кто, очистившись от греха, стяжал Духа Святого в разнообразии даров Его и явил силу Его в окружающем нас мире. Но и после смерти в их честных останках действие святости сохраняется. Люди, которые достигли безгрешного состояния первого человека, люди праведные избегают общего закона тления, и тела их остаются неповрежденными. В православном понимании тело столь же необходимо в человеческом составе, как душа.
С момента утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи церковного почитания начинают удостаиваться деятели церкви, которых относят к лику преподобных святых. Среди наиболее почитаемых в православии епископов были Василий Великий, Иоанн Златоуст и Николай, епископ Мирликийский.
Монашество представляется в православии как образ святой «ангельской» жизни, поэтому среди преподобных большую часть составляют основатели крупных монастырей
Одновременно получает распространение и такой лик святых, как благоверные, - правители, которые прославились своим благочестивым поведением и сделавших много для церкви и укрепления веры.
Специфическим явлением православной религиозной жизни был культ юродивых, которые пользовались особым уважением в народе, называвшем их блаженными. Поведение его странно, он живет на грани миров, и ему доступно особое видение, он видит мир невидимых сущностей: ангелов и демонов.
В православной церкви не существует специального чина причисления к лику святых. Как правило, в основе канонизации лежит местное почитание, а в том случае, когда устанавливается общецерковное почитание, решение принимает глава церкви либо собор.
Читать дальше
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2021. – 1376 с.
2. Белякова Е. В., Найденова Л. П. Житие митрополита Ионы как источник по канонизации святых в Русской Церкви // Проблема святых и святости в истории России. М., 2006. С. 134.
3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. – Москва: Политическая литература, 1990. – 301 с.
4. Булгаков С., протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. – Москва: Пальмира, 2023. – 219 с.
5. Зайцев А. История Церкви. – Москва: Никея, 2022. – 272 с.
6. Ивлиев И. Христианство и мировая культура: литература, музыка, философия. – Москва: ББИ, 2022. – 338 с.
7. Калиниченко Е. В. Беатификация // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 408. См. также: Лупандин И. Б. Беатификация // Католическая энциклопедия. – Москва, 2005. Т. I. С. 483 - 484.
8. Краткий путеводитель по Святому Евангелию. – Москва: Благовест, 2022. – 336 с.
9. Краткое изложение Ветхого Завета. – Москва: Сибирская Благозвонница, 2015. – 590 с.
10. Мень А., протоирей. Истоки религии. – Москва: Изд-во «КоЛибри», 2023. – 416 с.
11. Михайлов К. Природа веры: Взаимосвязь религии и окружающей среды. – Москва: Альпина Паблишер, 2023. – 315 с.
12. О древности традиции безымянных подвижников в Церкви см.: К соборному прославлению мучеников и исповедников в XX в. в Русской Православной Церкви. Тезисы, представленные Комиссией по канонизации на заседании Св. Синода 16 февраля 1999 г. // Канонизация святых в XX в. М., 1999. С. 8-9.
13. Рупова Р.М. Теология в системе высшего образования современной России: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя», 2023. – 270 с.
14. Святое Евангелие от Марка с примечаниями. – Москва: «Символик», 2023. – 128 с.
15. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – Москва: «Терра», 2000. – 240 с.
16. Цыпин В., протоиерей. О канонизации святых в XX в. (до 1988 г.) // Канонизация святых в XX веке. М., 1999. С. 12.
Читать дальше