Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе рамках курса «окружающий мир» 5
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2 Внеурочная деятельность в структуре основной образовательной программы в начальной школе 9
1.3 Модели организации внеурочной деятельности в начальной школе 16
Глава 2. Методические аспекты организации изучения человека во внеурочной деятельности младших школьников в курсе «окружающий мир» 22
2.1 Методика организации занятия внеурочной деятельности по «Окружающему миру» по теме «Человек: наш организм» 22
2.2 Методика организации практического занятия внеурочной деятельности по «Окружающему миру» по теме «Человек: наша кожа» 26
Заключение 31
Список литературы 33
Читать дальше
В соответствии с поставленной целью и задами была рассмотрена проблема внеурочной деятельности младших школьников как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир».
Младший школьный возраст представляет собой важный период в жизни ребенка, в котором происходят важные преобразования и личностное развитие ребенка: духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное. В этом возрасте активно развивается память, мышление, коммуникативная сфера и речь, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности.
Внеурочная работа в рамках курса «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для всестороннего развития младшего школьника, т.к. специфика предмета носит исследовательский характер содержания, при котором происходит формирование познавательных мотивов, новых знаний, исследовательских умений и др.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является следующее: содержание внеурочной деятельности строится на изучении потребностей и интересов детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать интересы и потребности детей и членов их семей; внеурочная деятельность строится на условиях добровольного участия детей, их активности и самодеятельности детей; психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности имеет неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих ценностей и интересов. Предполагается также высокий уровень межличностных отношений между учителем и детьми.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие духовно-нравственному интеллектуальному, и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Таким образом, внеурочную деятельность следует рассматривать как особый вид образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности
Читать дальше
1. Алексеева О. В., Арасланова А. А. Формы организации внеурочной деятельности по учебному предмету «Окружающий мир» с позиций ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – №10. – С.1-7.
2. Алексеева, О.В. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.
3. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС: материалы научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
4. Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2018 . – 109с.
5. Горенкова Л.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
6. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
7. Добротин Д. Ю., Горбаткина И. М. Внеурочная деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»: монография / под общ. ред. Д.Ю. Добротина. – М.: МГПУ, 2018. – 184 с.
8. Дугушева Ф.М. Реализация модели внеурочной деятельности в начальной школе // Вестник научных конференций. – 2016. – №3. – С. 49-50.
9. Кисляков А.В., Щербаков А.В. Внеурочная деятельность обучающихся: от идеи до воплощения // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
10. Колесникова Т.А.Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. – 144 с.
11. Круглов В.В. Проблемы воспитания в школе // Социальная педагогика. 2014. №6. С. 60-65.
12. Кушнеревич И.А. Проблемы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Проблемы педагогики. – 2017. – №3. – С. 29-32.
13. Лебедева С.И. Условия психического и личностного развития младших школьников В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 16-18.
14. Мухина Т.В., Обухова Е.А. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в начальной школе // В сборнике: Новейшие достижения в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 29-31.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011. – 414 с.
16. Сизганова Е.Ю. Теоретические аспекты экологического воспитания на уроках окружающего мира // Материалы Всероссийской научно-методической конференции Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры.. 2019. С. 4951-4955.
17. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе // Альманах мировой науки. – 2017. – №3. – С. 101-103.
18. Ткаченко О.В. Развитие личности в младшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 1. – С.45-49.
19. Тухужева Л.А.Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. – 2021. – №9. – С.53-55.
20. Филатьева А.В. Организация внеурочной деятельности в начальной школе Методист. – 2016. – №4. – С. 39-41.
21. Юнусова Э.А.Г., Соловьева Е.И. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальной школе // Общество. – 2017. – №2. – С. 53-57.
Читать дальше