Становление делопроизводства в России как многие другие процессы развития какого-либо явления имеет не линейный вектор движения, а скорее имеет характер синусоидальной функции. От зарождения элементов делопроизводства в Древнерусском государстве до настоящего времени этот процесс переживал периоды стагнации, спада и роста, переходя на новый виток своего развития. Такая периодичность в становлении делопроизводства явилась отражением исторических процессов в Российском государстве.
На современном этапе развития документационного обеспечения в Российской Федерации регламентация порядка работы с документами основана на принципах их унификации, стандартизации и систематизации, а так-же строится в русле усиления законодательного регулирования через принятие нормативных документов и ГОСТов, хотя последние носят рекомендательный характер. Наиболее характерная черта современного законодательства-регламентация процессов использования документированной информации в автоматизированных системах.
Государственное управление в Российской Федерации-это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования.
Муниципальное управление в Российской Федерации представляет со-бой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и других местных традиций [3].
При этом эффективность деятельности всей системы органов местного самоуправления в значительной степени зависит от того, насколько качественно налажен процесс сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации для превращения ее в управленческие решения. Информационный ресурс в наше время играет в сфере муниципального управления не менее важную роль, чем материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы. По сути, задача повышения эффективности управления, в первую очередь, определяется возможностями качественного анализа полученной информации, последующей подготовки и принятия решения, а также контроля за его выполнением. В результате реформирования органов местного самоуправления в сфере их внимания оказалось большое количество местных вопросов, качественное решение которых требует грамотно организованного делопроизводства. Очевидно, что без его правильной постановки невозможно справиться с потоком документов, быстро найти требуемый документ и навести по нему справки, проконтролировать его выполнение и обеспечить сохранность.
В течение нескольких лет в органах местного самоуправления, например, в МКУ МФЦ городского округа Воскресенск, увеличилось количество документов, регистрируемых в системе электронного документооборота-системе
«Дело». Понятие электронного документа как составляющей документ-тооборота включает в себя не просто файл (набор символов, слов, таблиц, рисунков и т. п.), а целую совокупность таких файлов – составных частей документа, правила их обработки, связи с другими электронными документами, информацию о маршруте движения документов и многое другое. Обязательным является наличие у документа регистрационной карточки-набора реквизитов документа. В таком виде документ становится базой построения системы электронного документооборота-системы, организующей полный жизненный цикл документа, начиная от его регистрации и заканчивая списанием в архив.
Современный ритм жизни и глобальная информатизация общества предполагают полный перевод работы с документами в органах власти на автоматизированный процесс. Это имеет важнейшее значение для более качественной деятельности системы государственного и муниципального управления в целом. Важно понимать, что традиционный бумажный документооборот в какой-то мере сохраняется в органах государственной власти, в большей мере он присутствует в органах местного самоуправления
- в ближайшие годы ряд документов все равно будет выдаваться, утверждаться и распространяться в бумажном виде. Прослеживается некая интеграция бумажно-электронных технологий, специалисты органов местного самоуправления работают с электронной копией документа, но бумажная копия служит для передачи обычным способом.
Введение законодательства, обеспечивающего юридическую значимость электронной цифровой подписи, открывает возможность создания систем обмена электронными документами, не требующими дублирования бумажными, позволяющими тем самым снизить материальные затраты органов власти. На пути разработки и внедрения таких систем возникают определенные трудности (экономические, организационные, кадровые и т. п.), Однако будущее документооборота в органах власти – это его автоматизация и универсализация