Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы младшего школьного возраста в научной литературе..............................................................................................5
1.1. Характеристика младшего школьного возраста в научной литературе...5
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста..............7
Глава 2. Теоретический обзор исследования младшего школьного возраста.9
2.1. Обзор исследований отечественных психологов....................................9
2.1. Обзор исследований зарубежных психологов.......................................11
Заключение..........................................................................................................14
Список литературы..........................................................................................16
Читать дальше
Проведенный обзор научных исследований младшего школьного возраста в рамках данной курсовой работы нельзя назвать полным, так как для анализа были взяты только три научных журнала, а помимо этих журналов существуют еще и многие другие научные издания. также ежегодно проводятся научно-практические конференции разного уровня, на которых обсуждаются актуальные проблемы современной психологии, в том числе и рассматриваются проблемы младшего школьного возраста.
Но тем не менее проведенный обзор научных публикаций за последние пять лет отечественными и зарубежными психологами позволяет сделать некоторые выводы:
- в исследованиях отечественных и зарубежных психологов наблюдается одинаковая проблематика (благополучие, учебная мотивация, одаренность);
- в этих же исследованиях наблюдаются и различия.
Различия прослеживаются в подходах исследователей: если отечественные психологи выделяют конкретные исследовательские проблемы младшего школьного возраста, то зарубежные авторы мало посвящают работ именно младшему школьному возрасту, а изучают его в сравнении с дошкольным и подростковым возрастом.
В журналах "Современная зарубежная психология" были специальные выпуски, посвященные проблемам дошкольного возраста и подросткового возраста, но не было выпуска журнала, посвященного проблемам именно младшего школьного возраста. Возможно, это связано с тем, что в зарубежной системе образования разные требования к началу школьного обучения (в Нидерландах дети идут в школу с 4-х лет, в Великобритании - с 5, в Германии - с 6 лет).
В научно-исследовательском поле отечественных психологов более разнообразный спектр исследовательских проблем младшего школьного возраста.
В научно-исследовательском поле зарубежных психологов чаще рассматриваются проблемы "детей и подростков" более широкого спектра:
- исследование факторов, влияющих на развитие детей во время пандемии COVID-19;
- исследование по проблеме игрушек, созданных на основе цифровых технологий и их влияния на развитие ребенка и возможности использования в образовании;
- исследование программ обучения детей действиям в ситуации общения с незнакомыми взрослыми и стрессовыми ситуациями.
Проведенный обзор научных публикаций по проблеме младшего школьного возраста показал, что эта проблема будет актуальной во все времена, так как изменения, происходящие в любом обществе, влекут за собой изменения и в факторах, оказывающих влияние на формирование личности ребенка.
Несмотря на всевозможные изменения главными характеристиками младшего школьного возраста всегда будут оставаться социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные психические новообразования, которые будут оставаться предметом изучения психологов.
Цель данной работы достигнута, поставленные задачи решены.
Читать дальше
1. Андреева А.Д., Москвитина О.А. Психологическое благополучие учащихся 1-5 классов в контексте современной социальной ситуации развития // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 203–223.
2. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38–47.
3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2015 - 159 с.
4. Воронкова И.В., Лагутина Е.Н., Адаскина А.А. Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 1. C. 32–48.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Москва : Изд-во Юрайт, 2017. - 199с.
6. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста. Учебное пособие. / Е.В. Барышникова - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та. 2018 - 174 с.
7. Боголюбская Л.А., Хухлаева О.В. Исследование взаимосвязи уровня сформированности психологических границ и развития ассертивности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. №1. - с.42-49.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Москва - Воронеж. - 2001. - 352 с.
9. Бухаленкова Д.А., Нечаева Д.М. Психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста во время пандемии COVID-19 // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. №2.- С. 81-92.
10. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. Изд-во: Флинта, 2023. - 272 с.
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы. // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. №3. - с.32-42.
12. Денисенкова Н.С. Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №1. - с.5-15.
13. Донскова Е.С. Особенности фрустрационного поведения леворуких детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. №4. - с.5-14.
14. Емельянова И.В., Кулагина И.Ю. Особенности развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том.12.№2 - с. 91-107.
15. Зайцев С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. №2. - с.50-58.
16. Иванова Е.А., Шпагина Е.М. Международный опыт разработки программ обучения детей действиям в ситуации общения с незнакомым взрослым // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. №4. - С 20-29.
17. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Михайлова А.М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях с низким социально-экономическим статусом. // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. №1. - 7-16.
18. Кантарова Е.В., Горбачевская Н.Л.. Предпосылки трудностей школьного обучения у учащихся начальных классов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №5. - с.113-125.
19. Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26.
20. Катунова В.В. Проявления агрессии у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивновти) // Современные зарубежные исследования. 2019. Том 8. № 3. - С.7-15.
21. Клопотова Е.Е., Смирнова С.Ю. Ребенок в эпоху цифровых игрушек. Обзор зарубежных исследований. // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11, №2. - С.50-58.
22. Конокотин А.В. Применение компьютерных средств в оценке развития учебных взаимодействий младших школьников // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. №4. - с.5-19.
23. Кулагина И.Ю., Кравцова М.А. Связь учебной мотивации и психологического благополучия в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том. 14. №4. С. 36-51
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. - М. : Академический проект, 2011. - 464с.
25. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : Эксмо, 2009. - 176 с.
26. Лубовский Д.В., Милова Н.С. Диагностика психологического благополучия младших школьников в условиях школьного и семейного обучения // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 4. C. 52–65. DOI:10.17759/psyedu.20201200404
27. Психология детей младшего школьного возраста учебник для вузов / З.И.Айгумова и др. ; под общей А.С. Обухова. - Москва : Изд-во Юрайт, 2023. - 424 с.
28. Рубцов В.В., Улановская И.М. Влияние способов учебных взаимодействий на развитие коммуникативно-рефлексивных способностей детей 6-10 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. №1. - с.5-16.
29. Санина С.П., Соколов В.Л. Подходы к типологии ошибок младших школьников при освоении математических понятий. // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. №4. - с. 138-146.
30. Фомина Т.Г., Ефтимова О.В., Моросанова В.И. Взаимосвязь субъективного благополучия с регуляторными и личностными особенностями у учащихся младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том. 10. №2. - С. 64-76.
31. Хилько М.Е., М.С.Ткачева. Возрастная психология. - М. : Юрайт, 2023. - 201с.
32. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том. 10. №1. - с. 1-7.
33. Чанчаева Е.А., Айзман Р.И., Сидоров С.С., Попова О.И., Симонова О.И. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы). // ACTA BIOMEDICA SCIENTIFICA . 2019, Т.4., №1. - С. 59-65.
34. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. – С. 239-284
35. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Изд-во Питер., 2020. - 448 с.
36. Юркевич В.С. От детской одаренности к реальному таланту: проблемы перехода // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. - С.33-43.
Читать дальше