Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе 5
1.1 Общая характеристика психологической готовности младших школьников 5
1.2. Проблема перехода учащихся в современную школу в контексте современной психологической науки и практики 9
Глава 2. Методические аспекты психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе 13
2.1. Методики для диагностики психологической готовности младшего школьника к обучению в средней школе 13
2.2 Рекомендации для родителей при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено 17
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Читать дальше
Переходный период от начальной школы к начальной школе считается главным этапным порядком в воспитании личности школьника. В этот момент учащийся обнаруживает для себя новый запас знаний, оценивает себя и позиционирует себя как субъекта многогранного действия и общения, который усложняется по форме и содержанию. Привыкание обучающихся к новым ситуациям учебы и новой степени сообщения способствуют успешному овладению деятельностью, помогают преодолевать трудности, создают способности для подходящего функционирования лица в новых обстоятельствах. Важную роль в адаптации пятиклассников к условиям начальной школы играет их психологическая подготовка к переходу на второй шаг совокупного образования, который оживляет жизнедеятельность школьника, делает его более продуктивным, творческим, свободным от психического дискомфорта и способствует возникновению новой ситуации общественного воспитания. Психологическая подготовленность представляет собой первостепенный интегральный коэффициент психологической способности студентов. Вот почему так важно психологически подготовить учащихся к жизни и работе на втором этапе всеобщего образования.
Проблемы переходной поры снижают эффективность учебного процесса и приводят к различным видам дезадаптации, которые не просто понижают успеваемость детей и готовность к продолжению обучения, но и приводят к различным расстройствам личности. Психологическая подготовленность младших школьников к переводу из начальной школы в среднюю обусловлена специфическими потребностями, предъявляемыми к ним новой социально-психологической обстановкой. Одной из причин трудностей адаптации пятиклассников считается несоразмерность их психологических способностей новым социальным потребностям, удовлетворить которые пятиклассники не всегда в состоянии. Важно, чтобы требования учащихся соответствовали возрасту, чтобы не перегружать учащихся тем, с чем они еще не могут справиться, так как это способно вызвать нервные срывы.
Суть и устройство психологической подготовленности обучающихся к переводу на второй цикл общего образования определяется исходя из их потребностей в основном образовании и с учетом типичных трудностей учащихся на адаптационном этапе. Для успешной адаптации при переводе из начальной школы в начальную школу учащиеся должны обладать определенными чертами личности, свидетельствующими не только об успешности начальной школы, но и обо всех предшествующих возрастных развитиях. Профиль характеристик, необходимых для успешной учебы в начальной школе, можно обусловить как нормативный пример личности, характеризующую учащегося начальной школы как меру психологической подготовленности к учебе в средней школе.
Одной из основополагающих первопричин недостаточной деятельности школы по развитию психологической подготовленности обучающихся начальных классов к переводу на вторую степень всеобщего образования считается неимение преемственности в труде преподавателей начальных классов и преподавателей-предметников. Весь комплекс воспитательной работы должен быть перестроен. Успешность психологической подготовленности младших школьников к переводу от начального к основному образованию находится в зависимости от ее системы, сути и способов воспитательной работы, которая с учетом потребностей второго курса общего образования наращивает типичные проблемы переходной поры, а также психологические особенности.
Читать дальше
1. Алексеева Е.В. Адаптация к обучению в школе подростков 11-12 лет средствами социально-психологического тренинга / Е.В. Алексеева, В.А. Рожкова // Социальная сфера в условиях трансформации цифровой экономики: Сборник статей. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2022. – с. 82-85.
2. Арифулина Р.У. Социально-педагогическое сопровождение семейного воспитания младших школьников: традиционные и современные формы сотрудничества / Р.У. Арифулина, Т.К. Беляева, Л.В. Белогорская // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - № 74-1. – с. 18-21.
3. Бакиева С.Х. Организация психологической работы в школе / С.Х. Бакиева // Интернаука. – 2022. - № 21-3 (244). – с. 55-56.
4. Бякова Т.И. Адаптационный клуб «сближение» как средство успешной адаптации школьников к изменившимся условиям обучения / Т.И. Бякова // Педагогическое проектирование: идеи и решения: Сборник статей. Под редакцией И.М. Алалыкиной, П.М. Горева, О.Л. Лунеевой, М.В. Масловой. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. – с. 74-78.
5. Галиева А.А. Исследование взаимосвязи тревожности школьников и адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено / А.А. Галиева // Студенческий вестник. – 2021. - № 43-1 (188). – с. 55-58.
6. Горская Г.Б. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова; под. ред. О.О. Айвазян. – Краснодар: КГУ физической культуры, спорта и туризма, 2019. – с. 251.
7. Дрибинский П.Л. Социально-педагогическая деятельность по адаптации учащихся при переходе из начального звена школы в среднее / П.Л. Дрибинский // Перспективы развития социальной работы и социальной педагогики в смоленском регионе с позиции будущих специалистов: сборник научных трудов преподавателей и студентов. Вып. 5. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – с. 13-17.
8. Ефимова А.В. Особенности психологии, педагогики и методы развития детей раннего возраста: Практическое пособие для СПО / А.В. Ефимова. – Саратов: Профобразование, 2022. – с. 109.
9. Захарова И.В. Доверие к педагогу как фактор его воспитательного влияния: Т.8 / И.В. Захарова // Известия Саратовского Университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. - № 2. – с. 176-182.
10. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: Учебник и практикум / Е.Н. Землянская. - 1-е изд. - Сер. 76. – М.: Юрайт, 2018. – с. 507.
11. Иванова Г.П. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации / Г.П. Иванова, М.А. Слухаева // Акмеология. – 2018. - № 4 (68). – с. 19-24.
12. Истомина С.В. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся при переходе на уровень основного общего образования: Т.28 / С.В. Истомина // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2022. - № 2. – с. 113-121.
13. Калинина Л.В. Методологические основы организации образовательного процесса в современной начальной школе: Учебно-методическое пособие / Л.В. Калинина. – Иркутск: Иркут, 2021. – с. 140.
14. Коротаева Е.В. Методические рекомендации к обучению в начальной школе: учебное пособие / Е.В. Коротаева. – М.: Директ-Медиа, 2021. – с. 144.
15. Креславская Т.А. Ознакомительная практика: учебно-методическое пособие / Т.А. Креславская. – Тверь: ТГУ, 2022. – с. 101.
16. Кувайцева-Солодовник Е.А. Влияние личности учителя на процесс адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено / Е.А. Кувайцева-Солодовник // Образование и воспитание. – 2020. - № 1 (27). – с. 27-29.
17. Куприянова Е.С. Особенности адаптации младших школьников при переходе из начальной школы в среднее звено / Е.С. Куприянова // Психологическая студия: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов кафедры психологии ВГУ им. П.М. Машерова. Выпуск 14. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2021. – с. 92-94.
18. Ластовский Г.А. Проблемы адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено / Г.А. Ластовский, Л.А. Козлова, М.В. Немыкина // И нновационная наука. – 2022. - № 12-2. – с. 83-86.
19. Логовская Е.А. Социальное взаимодействие учащихся в процессе их адаптации к средней школе / Е.А. Логовская // Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения: Сборник научных статей, посвященный 95-летию Л.Б. Филонова; под науч. Ред. И.В. Егорова, О.И. Мироновой. – СПб: Ниц Арт, 2020. – с. 48-50.
20. Магомедтагирова М.А. Организация деятельности психологической службы в школе / М.А. Магомедтагирова // Мировая наука. – 2019. - № 5 (26). – с. 457-460.
21. Майер Т.В. Организация работы по формированию психологической готовности младших школьников к переходу в основную школу / Т.В. Майер // Студенческий вестник. – 2019. - № 4-1 (54). – с. 24-26.
22. Маркова И.И. Особенности адаптации современных пятиклассников при переходе из начальной школы в основную / И.И. Маркова // Психолого-педагогический поиск. – 2021. - № 4 (60). – с. 22-33.
23. Монахина А.А. Модель управления адаптацией обучающихся начальной школы при переходе в основную школу: Т.9 / А.А. Монахина, Д.Н. Кузьмин // Педагогический журнал. – 2019. - № 5-2. – с. 706-712.
24. Нурмаматов А.Ш. Современные методы организации психологической работы в школе / А.Ш. Нурмаматов, С. Жиянов, Х. Абдурахматов // Интернаука. – 2021. - № 36 (212). – с. 33-35.
25. Сорокоумова Е.А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: Учебное пособие / Е.А. Сорокоумова. - 2-е изд., пер. и доп. - Сер. 64. – М.: Юрайт, 2018. – с. 304.
26. Четверик О.Н. Особенности психофизиологической адаптации пятиклассников к различным режимам учебного процесса: Т.12 / О.Н. Четверик, О.Л. Тарасова, Э.М. Казин // Психология. Психофизиология. – 2019. – № 2. – с. 89-97.
27. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учебное пособие / М.В. Шакурова. - 2-е изд., пер. и доп. - Сер. 58. – М.: Юрайт, 2018. – с. 280.
Читать дальше