В соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «электронная коммерция».
Электронная коммерция или e-commerce включает в себя операции, которые осуществляются через интернет. Товары и услуги заказываются в режиме реального времени (онлайн), а также внутри или вне сети может иметь место поставка и оплата продукции.
С помощью электронной коммерции могут дополнительно формироваться заказы по телефону, факсу или по электронной почте. Сам термин «e-commerce» не использовался в обиходе до 1997 года. Именно в конце прошлого века он был создан и распространен в компании IBM.
2. Расписать функции и задачи электронной коммерции.
К задачам, решаемым средствами электронной коммерции, относятся:
• установление по сети предварительных контактов с потенциальными клиентами, поставщиками, заказчиками;
• обмен в электронном виде документами, необходимыми для совершения сделки купли-продажи;
• осуществление акта купли-продажи товара или услуги;
• предпродажная поддержка покупки. Предпродажная поддержка покупки (pre sales support) — это реклама товара или услуги, консультирование, помощь в выборе товара, учет индивидуальных требований покупателя, осуществляемые до осуществления покупки товара;
• послепродажная поддержка покупки. Послепродажная поддержка покупки (post sales support, after sales service) — это подробный инструктаж о купленном товаре или услуге, инструкции по применению или обслуживанию, оперативный ответ на вопрос покупателя, оповещение покупателя о пути прохождения товара и времени его получения, ремонт, гарантийное обслуживание, информирование о возможности обновления и др.;
• электронная оплата купленного товара или услуги с использованием банковских пластиковых карт, электронных переводов денег, электронных денег, электронных чеков;
• доставка товара, включая как управление доставкой и отслеживание пути прохождения товара, так и непосредственная доставка по сети информационных продуктов и ряд других операций.
Современные информационные технологии позволяют автоматизировать многие операции электронной коммерции. В настоящее время широко применяются информационные системы, автоматизирующие многие функции управления торговыми предприятиями. Используя специальное программное обеспечение, автоматизированные технологии играют роль умных агентов, торговых представителей, брокеров.
3. Изучить роль и место электронной коммерции в экономике.
В ближайшее десятилетие, утверждают эксперты, индустрию розничной торговли ждут серьезные изменения. При том, что большая часть покупок по-прежнему будет осуществляться в реальных (не виртуальных, в которых объем продаж по-прежнему не превышает 2% объема товарооборота) магазинах, формат их работы во многом изменится. Распространение RFIK (устройства для маркировки радиочастотными метками товаров), электронных ценников вкупе с беспроводными сетями практически полностью автоматизирует процесс осуществления покупок. В указанном случае клиент в торговом зале будет почти полностью предоставлен сам себе — и своему клиентскому карманному компьютеру (КПК). В его корзине будут лежать оснащенные радиочастотными метками товары, которые автоматически сканируются на выходе, после чего компьютер спишет требуемую сумму с кредитной карты.
4. Дать характеристику ключевым показателям электронной коммерции.
При выборе оптимальных KPI для электронной коммерции важно отслеживать как показатели затрат, например, стоимость привлечения клиентов (CAC), так и показатели доходов и уровень удержания клиентов, например, процент вернувшихся клиентов. Такая комбинация показателей поможет оценить состояние бизнеса.
5. Рассмотреть типичные примеры использования электронной коммерции.
Сфера e-commerce глобально подразделяется две категории: интернет-банкинг для осуществления транзакций в сети и интернет-маркетинг для рекламы компании.
Интернет-торговля — это в первую очередь удобный способ совершения сделок между покупателем и продавцом. Для совершения покупки, нужно зайти на виртуальную торговую площадку и оплатить заказ любым из предложенных способов.
6. Провести анализ плюсов и минусов электронной коммерции.
Плюсами электронной коммерции являются:
• Физическая доступность. В отличие от любимого супермаркета за углом, где очередь на кассе — это нормально, онлайн-торговля не знает очередей и расстояний. Вам достаточно достучаться до сайта из любой точки мира и оформить свой заказ.
• Уменьшение расходов. В интернет-магазине может разместиться любое количество товара — в отличие от физического магазина, где у вас есть ограниченная и очень дорогая площадь. Проблемы с хранением и логистикой в онлайн-торговле можно решить, определив для себя подходящую модель (дропшиппинг). Благодаря e-commerce мы опять-таки экономим на рабочей силе.
• Контроль и аналитика. В онлайн-торговле вы всегда в курсе, кто ваша аудитория и чем интересуется, по каким каналам находит сайт, как ведет себя, чем довольна или недовольна. Контактная информация, полученная при оформлении первой покупки, интеграция cookies и другие хитрые техники позволяет поддерживать связь с покупателями, распространять на них свое влияние и возвращать в магазин снова. Но самое прекрасное в этом процессе — автоматизация. Контролировать покупателей в Сети дешево и просто.
• Минимизация рисков. Покупки онлайн с развитием электронных платежей становятся не только удобнее, но и гораздо безопаснее. Вы можете смело убрать из уравнения риски, связанные с получением, хранением и учетом денежных ценностей. Возможность оперировать малыми партиями и продавать даже предметы, которые сами не держали в руках (снова дропшиппинг), минимизирует риски образования неходового товара и закупки некачественных партий.
Минусами электронной коммерции являются:
• Возможность взлома сайта. В некоторых ситуациях, особенно когда владельцы бизнеса хотят сэкономить на безопасности, взлом может обернуться потерей ценных данных и скомпрометировать магазин в глазах пользователей.
• Огромная конкуренция. Всемирная паутина устраняет любые географические барьеры для роста компании. Но для достижения целей вам придется вступить в конкурентную борьбу с серьезными игроками, у которых работают профессиональные маркетологи, дизайнеры, SEO оптимизаторы, копирайтеры. Не обеспечив высокого места интернет-магазина в поисковой выдаче, вы можете не рассчитывать на приток армии посетителей со всей страны.
• Трудности с доставкой. Время доставки — это самое серьезное из препятствий, с которым сталкиваются магазины электронной коммерции. Когда дело доходит до физического магазина, покупатель может сразу же перенести продукт домой. Но на сайте требуется не только выбирать подходящую почтовую компанию (которой может не оказаться в отдаленных районах), но и ждать. Долго ждать. Некоторые интернет-магазины обеспечивают доставку в течение дня, но подобная расторопность возможна далеко не везде. Пока вы не найдете способ доставлять свои заказы в тот же день, ваш магазин будет уступать конкурентам.
• Товар невозможно опробовать. Самые продвинутые интернет-магазины нашли решение проблемы в виде дополненной реальности. Технологии AR позволяют покупателям побродить по торговому залу, рассмотреть со всех сторон и попробовать выбранный товар. Но для большинства сайтов e-commerce дополненная реальность остается фантастикой — мы больше знакомы с ней по теленовостям и удивительным кейсам от лидеров рынка. Однако главная проблема в технических ограничениях, из-за которых AR далека от реального опыта
Таким образом, задачи работы можно считать выполненными, а цель – достигнутой.