Введение..……………..……………..…………….………………………………3
1. Особенности учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи..5
2. Понятие и сущность монологической речи……………………………...…10
3..Психолого-педагогические особенности обучения устной и монологической речи учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи……………………………………………………………………………….14
Заключение......…………….......………..……………..…………………………18
Список литературы..……………......………..……………..……………………20
Читать дальше
Анализируя представленную информацию, можно сказать, что в современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей. Такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д. Стоит отметить, что наблюдается и рост учащихся начальных классов с различными речевыми расстройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – ОНР, это несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи, при сохранном интеллекте и слухе.
Хорошо развитая монологическая речь является основой для будущей школьной успешности учащихся начальных классов. Поскольку полноценное понимание, восприятие, освоение и воспроизведение учебного материала, требуют высокого уровня развития монологической речи. Таким образом, формирование монологической речи школьников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий, направленных на устранение речевых нарушений.
Отметим практическую значимость данного исследования, в направлении рассмотрения и разработки содержания системы работы по обучению устной и письменной речи учащихся начальных классов с ОНР, которые могут быть использованы в практической деятельности специалистами, а также в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителями-логопедами, дефектологами, специальными психологами.
Подводя итоги работы, можно сказать, что к психолого-педагогическим особенностям обучения устной и монологической речи учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи, относят использование нетрадиционных форм работы с детьми по формированию связной речи, в особенности используя мнемотаблицы. Педагогическое воздействие при развитии речи школьников с ОНР – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В задачах и содержании организации работы по развитию монологической речи у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи активно применяют такие методы как: метод наглядного моделирования, метод заучивания стихов, разработка и использование мнемотаблиц, составление рассказов по картинам, метод пересказа и т.п.
Читать дальше
1.Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 256 с.
2.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2019. – 602 с.
3.Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 291 с.
4.Ворошнина Л.В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2017. – 158 с.
5.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. – 160 с.
6.Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2019. – 232 с.
7.Соловьева Л.Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 191 с.
8.Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2020. – 192 с.
9.Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 189 с.
10.Кассис-стоматология.рф – «Причины онр: Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей - уровни, особенности и коррекция нарушений речи...» / [Электронный ресурс], режим доступа: https://кассис-стоматология.рф/raznoe-2/prichiny-onr-obshhee-nedorazvitie-rechi-onr-u-detej-urovni-osobennosti-i-korrekcziya-narushenij-rechi.html/ // (дата обращения: 29.03.2023).
11.Tacon.ru – «Развитие связной речи у детей с ОНР с помощью современных методик в ДОУ» / [Электронный ресурс], режим доступа: https://tacon.ru/razvitie-svaznoj-reci-u-detej-s-onr-s-pomosu-sovremennyh-metodik-v-dou/ // (дата обращения: 29.03.2023).
Читать дальше