Народная педагогика – неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Анализ истории древней педагогической мысли показывает, что под непосредственным влиянием народной педагогической культуры появились первые памятники педагогики.
К средствам нравственного воспитания относятся такие памятники народной педагогики, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, легенды, предания и мифы, то есть жанры устного народного творчества.
В качестве факторов выступают природа, игра, слово, общение, традиции, бизнес, жизнь, искусство, религия, пример-идеал. Родное слово должно быть выделено как одно из доминирующих средств воспитания. Язык материализует духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры, функциональное значение которых выражено наиболее ярко.
Слово оказывает эмоциональное и нравственное воздействие на сознание детей. Люди живут не только в объективном мире вещей и не только в мире социальной деятельности, как принято считать; они в значительной степени зависят от конкретного языка, который является средством коммуникации для данного общества. «Реальный мир» в значительной степени бессознательно основан на языковых нормах этой группы. Человек видит, слышит и воспринимает те или иные явления тем или иным способом главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают эту форму выражения.
Безусловно, словесное воспитание в народной педагогике тесно связано с формированием у детей отношения к делу, труду, обучению конкретным практическим действиям. В единстве слова и дела заключается сила народной педагогики.
Духовное становление личности ребенка происходит через присвоение ему социально-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности, норм социально-этических отношений и общечеловеческих гуманистических отношений в целом. Эти нормы четко фиксируются в народных традициях, нравственных проповедях культуры и выступают образцами, в которых концентрируются лучшие черты, качества личности, нравственные нормы, принятые в обществе.
Народ сохранил в народном творчестве непреходящие ценности национальной культуры: фольклор выступает как совокупное средство интеллектуального, эмоционального и нравственного воздействия. Произведения устного народного творчества (фольклора), появившиеся в древности, до сих пор сопровождают нас в повседневной жизни.
Фольклор раскрывает философию народа, его веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Многие идеи фольклора являются общими для творчества всех народов, но каждый народ выражает их в национальных формах, которые формировались веками, обусловленные особенностями истории и быта. Традиции фиксируют исторически сложившиеся нормы, принципы, установки и идеалы, обеспечивая тем самым их активное функционирование. Выступая в качестве коллективной памяти, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Духовные и материальные ценности этноса, устные и письменные произведения народного творчества, прикладного искусства также служат памятью.
Таким образом, народная педагогика – это духовное явление, присущее сознанию масс, эмпирические знания, идеалы, идеи, установки которых выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа. Народная педагогика принесла в наши дни ценные идеи воспитания, которые не должны быть утрачены и стерты урбанизированной массовой культурой. Активное освоение подрастающим поколением духовного наследия предшествующих поколений, осознание ими своих национальных корней, насыщение образовательного процесса идеями народной педагогики позволит восстановить национальные основы процесса становления и развития личности в России.