Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных способностей школьников 5
1.1. Психолого-педагогические основы познавательных способностей у школьников 5
1.2. Основополагающие методы формирования познавательных способностей к музыкальному искусству у школьников 8
1.3. Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности 11
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Исследование эффективности применения различных методов для развития познавательных способностей школьников 15
2.1. Методы музыкального воспитания, способствующие развитию познавательных способностей школьников на уроках музыки 15
2.2. Информационные технологии на уроке музыки как средство активизации познавательных способностей к музыкальному искусству 22
Выводы по главе 2 27
Заключение 29
Литература 31
Читать дальше
Музыка, как и любой другой вид искусства, отражает действительность. Но отражает по-своему, не так, как литература и живопись. Музыка не в состоянии изобразить предмет или событие во всех их конкретностях, она лишена наглядности, которая составляет преимущество живописного, архитектурного или скульптурного образа.
Теоретический анализ проблемы исследования подтвердил актуальность и значимость темы курсовой работы, а также позволил сделать следующие выводы:
1. В процессе исследования была выявлена степень разработанности проблемы в рудах различных ученых: педагогов, психологов, философов, музыкантов-исследователей. Исследование показало, что познавательные способности представляют собой сложное и значимое для личности образование, которое имеет множество различных трактовок.
2. Способности – это мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
3. Способности – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями.
4. Познавательные способности рассматривается как избирательная направленность человека, на помыслы и мысли.
5. Способности – это эмоционально-окрашенное повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Ученые указали на следующие характеристики познавательных способностей:
• мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
• особое избирательное отношение к окружающему миру, к его областям, явлениям, процессам;
• тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.
Познавательные способности, в отличие от интереса, выступают как избирательная ориентация человека, направленная на область познания, на ее тематический аспект и на сам процесс овладения знаниями. К важным критериям познавательного интереса учащихся относятся: познавательная активность, эмоциональные проявления, избирательная направленность. Познавательная активность учащихся определяется по таким показателям, как: вопросы, которые учащиеся задают учителю во время урока; желание по собственной инициативе участвовать в решении поставленных задач, дополнении и исправлении ответов своих товарищей; концентрация волевого внимания; характер процесса деятельности: как принимается задание, как оно выполняется, каков его результат.
Развитие познавательных способностей в отношении искусства является одной из важных задач художественных и эстетических дисциплин. Музыка играет важную роль в этом процессе. Музыка, глубоко воспринимаемая и понимаемая ребенком, влияет на формирование его отношения к окружающему миру.
Читать дальше
Книга
1. Алиев, Ю. Музыка. Книга для общеобразовательной школы. / Ю. Алиев.-М.:Музыка, 2019.
2. Жакович, Валентина Веселые уроки музыки / Валентина Жакович. — М.: Феникс, 2018.
3. Кондратюк, Н. Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы / Н. Н.Кондратюк.-М.:Сфера, 2020.
4. Лакоценина, Т. П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3. ИЗО, музыка, окружающий мир / Т. П. Лакоценина. — М.: Учитель, 2018.
5. Надолинская, Т. В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе / Т. В. Надолинская. — М.: Книга по Требованию, 2018.
6. Торопова А.В. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми. Дисс.. .канд.пед.наук. - М., 2015.
7. Тарасов, Г. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. — М.: Просвещение, 2018.
8. Цыпин Г.М. Гл.1: Личность. / Психология музыкальной деятельности: теория и практика. Под ред. Г.М. Цыпиыа. - М., 2019.
9. Яновская, М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания [Текст] / М. Г. Яновская, — М.: Просвещение, 2016.
Автореферат диссертации
10. Морозова Н.В. Развитие полимодальных музыкально-образных представлений педагога-музыканта. Автореф. Дисс. - М., 2005.
Читать дальше