ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Общая информация об исследовании PIRLS ……………………..…..4
ГЛАВА 2. Сильные и слабые стороны читательской грамотности российских выпускников начальной школы ………………………………………………...….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….12
Читать дальше
Российские школьники участвуют во многих международных исследованиях качества образования и успеваемости школьников по определенным дисциплинам. Почему это необходимо? Во-первых, участие в международных исследованиях помогает достаточно объективно оценить уровень образования и сравнить его с другими странами. Во-вторых, если исследование проводится на международном уровне, это означает, что для оценки уровня образования используются самые современные технологии мониторинга. И Россия может использовать этот опыт при проведении собственных исследований на федеральном и региональном уровнях.
PIRLS проводится циклически — раз в пять лет. С 2001 года он проводился четыре раза. Последний раз это было в 2016 году. В разное время в PIRLS принимали участие от 35 до 50 стран.
PIRLS (Progress in International Reading Literature Study) оценивает два типа чтения:
- чтение для того, чтобы читатель приобрел литературный опыт;
- чтение для усвоения и использования информации.
Для проверки студентам выдаются два текста: научно-популярный (информационный) и художественная литература. После прочтения дети должны ответить на несколько вопросов к каждому из них. Вопросы к текстам оценивают четыре навыка:
- поиск информации;
- сформулировать выводы;
- интерпретация и обобщение информации;
- анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Очевидно, что система образования и школьная программа могут довольно сильно различаться в зависимости от страны. Поэтому главная задача организаторов подобных исследований - сделать результаты в разных странах сопоставимыми друг с другом. Например, в большинстве стран дети начинают учиться в возрасте шести лет, но в Англии и Новой Зеландии образование начинается в возрасте пяти лет, поэтому в проекте участвуют учащиеся с пятого класса, а не с четвертого.
Россия дважды входила в группу лидеров по результатам исследования PIRLS: нам есть чем гордиться. Но нам также нужно серьезно подумать о том, как сохранить эти позиции, как продолжать помогать младшим школьникам становиться вдумчивыми читателями.
Читать дальше
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Букатов В. Как хорошо уметь читать… О формировании интереса к чтению / В.Букатов // Школьный психолог. – 2014. – № 3 – С. 46–49.
3. Букатникова С.Д. Понимание текста как проблема современной лингвистики и гуманитарного познания / С.Д. Букатникова // Молодой ученый. – 2015. – № 6.
4. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2017. – № 3. – С. 3–7.
5. Галактионова Т.Г. «Чтение плюс». Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом»: учеб.-метод. пособие / Т.Г. Галактионова. – М.: РШБА, 2018. – 164 с.
6. Галицких Е.О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е.О. Галацких. – М.: Библиомир, 2016. – 272 с.
7. Иванов С.В. Русский язык : Комментарии к урокам: 4 класс / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2017.
8. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) // Материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. – М., 2018. – С. 1–17.
9. Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование PIRLS2011 «Изучение качества чтения и понимания текста» и его основные результаты / Г.С. Ковалева, М.И. Кузнецова. // Народное образование. – 2013. – № 6. – С. 199–209.
10. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции / М.И. Кузнецова // Педагогические измерения. – 2017. – № 2. – С. 35–45.
11. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 / М.И. Кузнецова // Вопр. образования. – 2009. – № 1. – С. 107–136.
12. Мостова О. Н. Формирование читательской грамотности в начальной школе: учеб.-метод. пособие / О. Н. Мостова, Т. Б. Шило, О. З. Никитина; под ред. О. Н. Мостовой, А. Н. Кочановой. – СПб.: ЛОИРО, 2020. – 116 с.
Читать дальше