Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Несколько лет назад выбор цен, устанавливаемых на продукцию, зависел от издержек и рентабельности предприятия, однако сегодня предприятие должно реагировать на стоимость сырья, инфляцию, увеличение конкуренции и прочим факторам, что лишь усиливает необходимость уделить должное внимания вопросам ценообразования на предприятиях. Цена на продукцию формируется в несколько этапов.
В целом, ценообразование на предприятии в современных условиях должно проходить несколько этапов.
Каждый из описанных структурных элементов, содержит ряд методов и принципов, на которые предприятие должно опираться при выборе ценовой политики. Наиболее популярными являются следующие методики расчета цены на предприятиях:
1. Метод полных издержек, когда цена рассчитывается исходя из затрат на производство плюс наценка на товар. Это наиболее простой метод, так как предприятию несложно рассчитать свои расходы -куда проще, чем определить спрос на товар, ориентируясь на рынок.
2. Метод монопольной цены - если предприятие является единственным в своем роде, то оно может позволить себе устанавливать стоимость на товар выше средней цены по рынку - покупатели будут готовы к переплате, так как иначе придется ехать в другой район за покупкой, фактически, уплачивая транспортные расходы, но не теряя при этом времени. Основное условие для использования данного метода - отсутствие конкурентов поблизости.
3. Метод формирования цены исходя из выгоды покупателя. Предприятие анализирует, какая выгода ждет покупателя при покупке в долгосрочной перспективе, и, отталкиваясь от этой суммы, делает наценку.
4. Метод позиционирования. Предприятие фокусируется на определенном сегменте рынка, ищет уникальную особенность для своего товара (отличительное качество, преимущества, способ использования).
5. Метод платы за новинку на рыке. Такой метод используется чаще всего производителями техники, в частности, производителями смартфонов, выпускающими флагманские модели - Apple, Samsung. Продавая постоянно обновляемый товар, выпуская новые модели, на новинку ставится цена, ощутимо выше уже выпущенных моделей.
Перечисленные методы не являются исключительным перечнем - методика ценообразования включает в себя очень широкий диапазон методов, сгруппированных по определенным признакам. Все они имеют как достоинства, так и определенные недостатки, поэтому организация должна исходить не только из выбираемого метода ценообразования, но и из многочисленных факторов, которые могут оказывать влияние на цену продукта. Современная экономическая ситуация предполагает, что организация выбирает несколько методов ценообразования, миксуя их между собой.
Выбирая политику цен, организация основывается на одной из стратегий:
1. Стратегия ценового лидера. Данная стратегия характерна для лидеров рынка. Они могут варьировать цену, занижая или завышая её, при этом другие участники будут подстраиваться под цену лидера.
2. Политика реагирования чаще всего используется небольшими, малоизвестными компаниями. Такие предприятия вынуждены прибегнуть к занижению цен для привлечения внимания к своему товару.
3. Стратегия «снятия сливок» чаще всего используется в периоды выхода новых товаров, рассчитана на потребителей, готовых покупать новое за завышенную стоимость.
4. Стратегия, которая направлена на завоевание рынка, предполагает установку на продукцию максимально низкой стоимости, которая привлечет клиентов. Далее цена начинает расти, постепенно доходя до рыночной.
Сложность заключается в том, что цена является конъюнктурной категорией, и на её уровень оказывают влияние целых комплекс факторов - экономических, политических, социальных, психологических. В частности, на цену оказывают слияние следующие рыночные законы:
1. Спрос и предложение: при увеличении спроса, возрастает цена на продукт, если спрос равен предложению, цена станет равновесной.
2. Конкуренция между продавцами -часто причина снижения цены, или стабилизации её на приемлемом уровне, тогда как конкуренция между покупателями зачастую становится причиной увеличения стоимости на товар
3. Монополия на рынке становится причиной увеличения стоимости на товар -предприятие-монополист может установить завышенную цену на товар.
Таким образом, на ценообразование влияют и такие факторы, как выбор цели предприятия, формирование ценовой стратегии, ценовой политики исходя из приоритетных для компании задач. Ценовая политика предприятия - один из решающих факторов в его успешном функционировании и эффективной деятельности. Основой эффективной экономической системы является государственная политика, предполагающая партнерство государства, бизнеса и общества.