Проблема общения подростков может быть определена как комплекс мероприятий по восстановлению социальных связей и отношений, которые были разрушены или утрачены личностью в связи с нарушением здоровья наряду со стойким нарушением (инвалидизацией) функций организма, изменение социального статуса, девиантное поведение человека.
Были рассмотрены реалии и проблемы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Проблемы семей с детьми-инвалидами. Выясняется также, что многие психологические, образовательные, социальные и медицинские проблемы остаются нерешенными. К ним относятся отсутствие массового производства технических средств обучения, мобильность и бытовое самообслуживание в детских интернатах и на дому. Неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современным диагностическим оборудованием, недостаточная сеть реабилитационных лечебных учреждений, «слабая» служба медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов. Доказано, что основные проблемы детей с ОВЗ заключаются в связи с миром, ограниченной подвижности, отсутствии контакта со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой, доступе к культурным ценностям, а иногда даже к начальному образованию.
Не следует избегать детей-инвалидов, так как они остро нуждаются в поддержке здоровых людей:
- дети с ограниченными возможностями хотят, должны и могут участвовать в полноценной многогранной жизни как часть и член общества;
- дети с ограниченными возможностями могут быть такими же способными и талантливыми, как и их сверстники, у которых нет проблем со здоровьем, но они страдают от неравенства возможностей для того, чтобы с их помощью раскрывать и развивать свои таланты и приносить пользу обществу;
- дети являются не пассивными объектами социальной поддержки, а развивающимися людьми, имеющими право на удовлетворение различных социальных потребностей, таких как познание, общение и творчество.
Наиболее важными причинами роста детской инвалидности являются:
- заболевание матери во время беременности;
- генетические изменения;
- невозможность доступа к новым и эффективным методам лечения из-за низкого уровня жизни;
- врожденная патология - дети-инвалиды (инвалидность с детства).
В работе объяснена важность реализации навыков социальной реабилитации. Также учитывались методы, применяемые в социальной реабилитации. Социальные работники в процессе внедрения технологий социальной реабилитации Определена роль и положение, а многостороннее участие социальных работников в реабилитации детей с ограниченными возможностями продемонстрировано не только законом, но и наличием соответствующих личностных характеристик, которые бы вызывали доверие у работников данной категории.
Каждый этап реабилитации выполняет определенные задачи, которые зависят от цели общения. То есть социальная адаптация и интеграция лиц с глубокими физическими и психическими отклонениями. Применяется комплексный подход к организации реабилитационного процесса, методы и приемы обучения подбираются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Произошел постепенный переход от чисто медицинского подхода к социальному. Произошел сдвиг от идеи о том, что общество должно поддерживать людей с ограниченными возможностями и окружать их заботой и заботой, к восприятию, которое ставит особые потребности людей с ограниченными возможностями выше потребностей общества в целом. Социальная реабилитация теперь признана неотъемлемым правом инвалидов и неотъемлемым долгом общества по отношению к инвалидам.
Накопленный опыт организации деловой активности в контексте культурно-просветительских и общественных мероприятий; укрепление детских санаториев; Повышается уровень лечебно-диагностического обеспечения в санаториях. Разработаны методики неврологического мониторинга и коррекции ожидаемого нейропсихического дефицита у детей, рожденных с низкой массой тела при рождении. Активный подход к общению предполагает развитие и коррекцию детей-инвалидов только в процессе деятельности путем специального обучения, в ходе которого ребенок приобретает психологические средства контроля и управления собственной внутренней и внешней деятельностью. Поведение определяется самим объектом, но не непосредственно, а через «внутреннюю» закономерность, то есть внешние воздействия дают тот или иной психологический эффект и просто отражаются через психическое состояние человека, через систему мыслей и чувств. Его сложная многоуровневая структурная природа выступает как система внутренних условий.
Личностный подход фокусируется на специалистах по общению, работающих с конкретными детьми с проблемами и характеристиками, которые ограничивают их шансы жить как личность, которая в результате сопротивляется социальным трудностям. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином своего «Я», объектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самопознание. Для достижения цели возвращения в социум необходимо развитие личности ребенка как объекта деятельности и общения.