Нормативный правовой акт является основным источником права в правовой системе современной Российской Федерации. Нормативный правовой акт является действующим с момента его вступления в силу и до его отмены. Именно в этот момент он наделяется такими существенными характеристиками, которые делают его основным источником права.
В исследовании затронуты лишь некоторые вопросы многоаспектной проблемы нормотворчества. Принимая во внимание значение нормативных правовых актов в практической реализации задач исполнительной власти, необходимо продолжить дальнейший поиск наиболее оптимальной модели целевых и функциональных связей и взаимозависимостей нормативных актов между собой в единой правовой системе.
Различие видов нормативных правовых актов проводится по содержательному критерию, отражающему функции и полномочия субъекта, принимающего акт, характер и объем регулируемых нормативным правовым актом общественных отношений, и нормативному критерию, производному от содержательного и определяющему место акта в правовой системе, его форму и признаки, а также юридическую силу, как суммарный показатель соотношения с другими правовыми актами. Соответственно, признаки и свойства нормативных правовых актов того или иного вида зависят от места издающего их государственного органа в системе органов государственной власти и его компетенции, установленной в законодательстве.
Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить.
Представляется, что закон как источник права в традиционном смысле, должен обладать следующими признаками:
1) это официальный акт – документ, предполагающий особую процедуру его принятия;
2) содержит норму права, т.е. исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений;
3) обладает свойством властности, поскольку обязателен для исполнения всеми субъектами права, на которых он распространяется в зависимости от своей юридической силы;
4) регулирует определенный круг общественных отношений, т.е. имеет определенную сферу действия, влияния.
Подзаконное нормотворчество отличается, как правило, большей оперативностью; оно способно быстро реагировать на новые явления в сфере образования. В отдельных случаях нормы федеральных законов непосредственно отсылают к нормативным правовым актам, которые должны быть приняты правительством или федеральными органами исполнительной власти.
Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.
Таким образом, основываясь на рассмотренном нами материале, мы пришли к выводу о сложности и многогранности системы законодательного регулирования. Подтверждением этому является существующая система: законы – подзаконные акты, которые и были нами кратко исследованы в настоящей работе. Характерной особенностью, отличающей законодательное регулирование от подзаконного, является отсутствие иерархичности, так как каждый орган принимает свои собственные акты, согласно его компетенции (Президент, Правительство, министерства, ведомства, агентства и др.).
Принимая во внимание вышеизложенное, можно сформулировать определение нормативного правового акта – это официальный документ, принятый в порядке и форме, установленных законом, уполномоченным лицом в пределах его компетенции, содержащие правовые нормы, т.е. неперсонализированные правила поведения, направленные на регулирование важнейших отношений.
Таким образом, понятие и признаки нормативного правового акта постоянно развиваются. Основными признаками изучаемого явления остаются, например, его непосредственная связь с государством, а также письменная форма объективации, принятие уполномоченным субъектом (народом, государственными и местными органами власти), официальность, иерархизация, дифференциация, систематизация, наличие установленной формы и структуры, государственного принуждения, нормативности, общей обязательности, многократного применения, неперсонификации, установления, изменения или правовых норм и т. д.