Введение…...……….………………………………………………..…….………...4
1 Теоретические основания изучения профессионального кризиса личности.. ……………………………………………………..…………………………………6
1.1 Факторы возникновения кризисов……………………...………………….......6
1.2 Подходы к определению видов кризисов..………………………………..…...8
2 Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности……………………………………………….……………………….......12
2.1 Ценностно-смысловой механизм переживания профессионального кризиса…………………………………………………..................……….……...12
2.2 Рефлексивный и антиципационный механизм переживания профессионального кризиса личности………………………………………..…15
3 Содержание психолого-педагогического сопровождения процесса переживания профессионального кризиса личности ……………………………………………………….……………………………..20
3.1 Теоретико-методологические основания психолого-педагогического сопровождения……………………………………………………………….…....20
3.2 Модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности..………………………………………....24
Заключение…………………………………………………………………..…….28
Список использованных источников……....…………………………...……..…31
Читать дальше
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что случающиеся в мире социальные, политические, информационные и другие изменения, определяют переоценку огромного количества аспектов общественной жизни России на сегодняшний день, определяют изменение существующих социальных институтов. Данные процессы также затрагивают и систему профессиональных работников.
В настоящее время можно наблюдать видоизменение множества составляющих деятельности организаций:
• смена деловой парадигмы;
• изменение подходов к организации рабочего процесса;
• изменения организационно-правового статуса фирм;
• внешние и внутренние изменения и многое другое.
Подвержен изменениям рабочий менталитет, характер взаимодействия людей и бизнес-структур.
Профессиональный кризис – состояние неудовлетворения человека текущей ситуацией и отсутствие представления как из нее выйти. Такого человека не устраивает все - условия труда, результаты его работы, коллектив и многое другое. Отсюда у человека, попавшего в ситуацию профессионального кризиса возникают мысли об увольнении и смене деятельности. Другими словами, наступает некий переломный момент – выбор дальнейшей стратегии жизни и глобальные внутренние перемены.
В главе 1 подробно рассмотрены всевозможные факторы возникновения профессиональных кризисов. К нему могут приводить социально-экономические условия жизнедеятельности человека:
• ликвидация предприятия;
• сокращение рабочих мест;
• конфликтные ситуации в коллективе;
• неудовлетворительная зарплата;
• переезд на новое место жительство и др.
Причинами могут стать и возрастные психофизиологические изменения:
• ухудшение здоровья;
• снижение работоспособности;
• ослабление психических процессов;
• профессиональная усталость;
• интеллектуальная беспомощность;
• синдром «эмоционального выгорания» и т.д.
Общая психологическая причина кризисов в работе – это несовпадение реальной профессиональной жизни с субъективными представлениями о ней. Разногласие между желаемым – карьерным и профессиональным ростом, востребованностью, финансовыми возможностями, и действительным - отсутствием реальных перспектив для этого.
Такая невозможность совместить желаемое с действительным вызывает внутренний протест, неудовлетворенность профессией, собой, своим статусом и даже окружающими людьми. Осознанно или же неосознанно у работника появляется потребность в переменах – поиске альтернативных сценариев профессиональной жизни.
Во 2 главе раскрыта существующая практическая основа выбранной темы. На основе трудов исследователей и существующей практики можно сделать вывод, что в этот период работник хоть и имеет многочисленные стереотипы, но способен к самообновлению. Ключевым моментом в данной ситуации является стимуляция преодоления кризиса не формальными решениями, носящими лишь внешний характер, а оказание помощи комплексно и глобально, предоставляя свободу выбора в целях и задачах модернизации своей профессиональной деятельности такого работника. Также хочу отметить важность оказания психологической помощи индивидуально и своевременно.
В заключение работы, можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального кризиса призвано оказывать человеку положительную помощь и поддержку в преодолении кризиса.
Помимо непосредственной помощи специалистов, ключевое значение имеет то, как человек сам переживает кризисную ситуацию – активно или пассивно, импульсивно или осмыслено. В зависимости от того, чем руководствуется человек в кризисной ситуации – страхами, опытом, целями, ценностями, советами, мечтой и т.д., зависит результат – конструктивное, деструктивное или нейтральное поведение и соответствующий выход из кризиса.
Задачи курсовой работы считаю выполненными в полном объеме, а именно:
выполнен анализ научно-методической литературы по выбранной теме;
рассмотрены ключевые факторы возникновения кризисов;
определены особенности подходов к каждому из видов кризисов;
подробно рассмотрена модель психолого-педагогического сопровождения переживания профессионального кризиса личности.
Цель курсовой работы достигнута - рассмотрена и проанализирована психосоциальная помощь в ситуации профессионального кризиса в полной мере, на основе анализа работ различных авторов и приведенных ими примеров.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 288 с.
2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды / П. К. Анохин. Москва: Наука, 2017. – 400 с.
3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова. // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2019. – 352 с.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. Москва: Смысл, 2019. – 448 с.
5. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании / В. Г. Афанасьев. // Вопросы философии. 2018. – 400 с.
6. Бендюков М.А. Кризисы профессионального развития личности, обусловленные негарантированностью трудовой занятости / М. А. Бендюков. М.: Колос, 2018. – 128 с.
7. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В. А. Бодров. // Психологический журнал. 2020. – 304 с.
8. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Москва: Рос. пед. агентство, 2017. – 263 с.
9. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2019. – 200 с.
10. Выготский Л.С. Биогенетический подход в психологии и педагогике / Л. С. Выготский. // Хрестоматия по возрастной психологии: в 3 частях / под ред. О. А. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурменской. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2018. – 197 с.
11. Габдреева Г.Ш. Роль переживаний в рефлексивной регуляции состояний / Г. Ш. Габдреева. // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2021. – 81 c.
12. Гершкович Т.Б. Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации (на примере молодых преподавателей высшей школы): диссертация … кандидата психологических наук / Тамара Борисовна Гершкович. Екатеринбург, 2017. – 218 с.
13. Деева Н.А. Качественное интервью в исследовании рефлексивных механизмов переживания: учебно-методическое пособие / Н. А. Деева. Краснодар: Изд-во Краснод. ун-та МВД РФ, 2019. – 104 с.
14. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова.Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2018. – 132 с.
15. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. Москва: ЧеРо, 2018. – 344 с.
16. Жедунова Л.Г. Психология личностного кризиса: автореферат диссертации доктора психологических наук / Людмила Григорьевна Жедунова. Ярославль, 2017. – 55 с.
17. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса / В. И. Журбин. // Вопросы психологии. 2021. – 211 с.
18. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. Москва: Академия, 2018. – 240 с.
19. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. Москва: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2018. 432 с.
20. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика / А. Н. Капустина. Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 100 с.
21. Карпинский К.В. Дезинтегрированный смысл жизни как детерминанта личностного кризиса / К. В. Карпинский. Текст: непосредственный // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2017. – 198 с.
22. Карпов А.В. Рефлексивные процессы и внутренний мир человека / А. В. Карпов, Т. А. Климонтова. // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2019. – 163 с.
23. Липатова Н.А. Тренинг преодоления жизненного кризиса: учебное пособие / Н. А. Липатова, Е. А. Черкевич, А. С. Шаров. Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 2018. – 76 с.
24. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. Москва: Знание, 2021. – 312 с.
25. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Л. М. Митина. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. – 376 с.
26. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. Москва: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2019. – 160 с.
27. Подымов, Н. А. Стратегия самоактуализации при преодолении психологических затруднений в профессиональной деятельности / Н. А. Подымов // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого - педагога, академика В.А. Сластенина. - Москва, 2020. – 196 с.
28. Садовникова Н.О. Психология профессионального кризиса личности: монография / Н. О. Садовникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. – 151 с.
29. Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием / А. М. Улановский. Москва: Смысл, 2018. – 255 с.
30. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореферат диссертации … доктора психологических наук / Анатолий Сергеевич Шаров. Новосибирск, 2017. – 41 с.
Читать дальше