Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования информационной культуры……..4
1.1. Понятие информационной культуры и ее значение для современного общества………………………………………………………………………….4
1.2. Характеристика информационных ресурсов и их влияние на формирование информационной культуры старшеклассников…………….5
1.3. Роль педагога-психолога в формировании информационной культуры старшеклассников……………………………………………………………….9
1.4. Психологические особенности старшеклассников и их влияние на формирование информационной культуры………………………………….11
2. Эмпирическая база и анализ результатов исследования…………………13
2.1. Описание методики исследования……………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов…………………………………………16
2.3. Примеры практической работы педагога-психолога по формированию информационной культуры у старшеклассников……………………………19
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………….22
Приложение……………………………………………………………………..23
Читать дальше
Выводы по исследованию. Воспитание – это специально организованная деятельность педагога, целью которой является развитие личности учащегося и формирование у него определенных качеств, прежде всего развитие информационной культуры личности. Он представляет собой преднамеренный процесс воздействия на учащегося и состоит из взаимодействий, способных влиять на то, «каким человек может и должен быть. Для обучения информационной грамотности можно использовать следующие методы:
- создание особых условий, ситуаций и ситуаций, заставляющих учащегося изменить свое отношение, выразить свою позицию, совершить действие, проявить индивидуальность;
- совместная деятельность, общение, игры педагогов и учащихся;
- процесс обучения и самообразования и передачи информации в процессе дружеского и профессионального общения, социального опыта в семейной среде.
Рекомендации по формированию информационной культуры старшеклассников. Основной воспитательной целью образования является формирование информационно-методической культуры как составной части общей культуры человека, необходимой для профессиональной и социальной деятельности в информационном обществе. Для достижения этой цели необходимо решить ряд воспитательных задач. Особенности включают в себя:
- управление восприятием информации учащимися как базовое понятие современного мировоззрения (обработка информации);
- что касается интеграции информационных принципов в структуру и работу систем различной природы;
- понимать роль информационных технологий в развитии общества в изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе, в частности функционирование технологий, способных негативно влиять на мышление человека и заставлять противников действовать незапланированно (информационная война);
- развитие алгоритмического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование функционального мышления для выбора наилучшего решения;
- формирование представлений о современной культуре рабочего места, содействие успешному обучению и личному самоопределению.
Являясь особым видом обработки информации, она регулирует мышление студентов о самообучении и развивает их способность использовать информационные технологии при изучении различных учебных предметов. Интеграция знаний студентов, необходимых для человеческого и социального взаимодействия с помощью новых информационных технологий.
Известно, что старый подход малоэффективен в условиях современной школы. Это подход с формальностями, наказаниями и практиками, который требует непосредственного участия учащихся, требует, чтобы педагоги моделировали или точно демонстрировали поведение, и требует, чтобы учащиеся имитировали их. Учитель уже не носитель «истины» для ученика, а советчик, который направляет познавательную деятельность ученика в нужное русло, помогает планировать деятельность, исходя из зон ближайшего развития. Пожалуйста, помогите нам оценить результаты. В связи с этим меняется набор методов, используемых для обучения и воспитания студентов.
Читать дальше
1. Лунев В.А. Педагогика: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2007. – 200 с.
2. Психология обучения: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. И.К. Кочетковой. - М.: Просвещение, 2004. – 350 с.
3. Хоменко Л.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2005. – 420 с.
4. Петрова О.В. Информационная культура школьников в условиях современного общества. // Педагогика и психология. 2010. №1. С. 33-37
5. Гершунская О.Б. Формирование информационной культуры старшеклассников в условиях современной школы. // Педагогический альманах. 2014. №1. С. 90-97
6. Макарова И.В. Информационная культура старшеклассника. – М.: Волна, 2018. – 200 с.
7. Шарикова Е.В. Педагогические условия формирования информационной культуры учащихся старших классов. // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. №3. С. 227-232
8. Министерство образования и науки РФ. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. 2010. – 10 с.
9. Гражданское общество и информационная культура / Под ред. Н.И. Герасимовой. - М.: Просвещение, 2008. – 230 с.
10. Современные проблемы образования и педагогической практики: Сборник научных статей. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – 470 с.
Читать дальше