Введение 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩЕСТВО И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие механизма правового регулирования 5
1.2. Типы правового регулирования 8
2. СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 13
2.1. Понятие и признаки способов правового регулирования 13
2.2. Виды способов правового регулирования 15
Заключение 20
Библиографический список 22
Читать дальше
Правовое регулирование – специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.
Тип правового регулирования как специфическая конструкция, разработанная наукой общей теории права, ставит в основу подхода к моделированию регулятивного и охранительного воздействия на общественные отношения субъектный состав социальных взаимодействий, наделяя эти взаимодействия рангом правоотношений, обращая особое внимание на характер правового притязания (направленность интереса как частного или государственного, общественного).
Общедозволительный тип правового регулирования при рассмотренных выше характеристиках сориентирован исключительно на свободные социальные взаимодействия субъектов, которые носят, преимущественно характер эквивалентного обмена и проявляются в рамках правоотношений частных субъектов (участие органа или должностного лица публичной власти в этих взаимодействиях возможно, но только на основе норм частного права с явным преобладанием дозволений).
Разрешительный тип правового регулирования, несмотря на значительную «жёсткость» преимущественно применяемых правовых средств (запретов и предписаний) и, соответственно, во многих случаях несвободный и неэквивалентный характер социальных взаимодействий субъектов, тем не менее, является единственно целесообразным для регламентации отношений властвующих субъектов друг с другом, либо в целях регулирования отношений органов и должностных лиц публичной власти с гражданами и их объединениями.
Способ правового регулирования представляет собой совокупность специально-юридических приемов воздействия права на общественные отношения, это пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы.
В науке выделяют три основных способа регулирования общественных отношений: дозволение, позитивное обязывание и запрещение (запрет).
Дозволение как «способ правового регулирования выражается в предоставлении участникам правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Он проявляется в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий»
Обязывание представляет собой способ правового регулирования, выражающийся в возложении на субъект права обязанности совершать определенные положительные действия.
Запрет представляет собой способ правового регулирования, выражающийся в возложении на субъект права обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.
Таким образом, вопрос выбора вектора развития правового регулирования пока окончательно не решен, но он способен существенно изменить традиционный облик отраслей законодательства и всей национальной системы права.
Для достижения наибольшего эффекта от правового регулирования, для достижения баланса между стабильностью и динамичностью мы рекомендуем использовать все три типа правового регулирования.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Алексеев, С.С. Право; азбука-теория-философия. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. – М.: Статут, 2019. – 675 с.
4. Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. – М.: БЕК, 2018. – 430 с.
5. Березин, Е.А. К вопросу о способах правового регулирования / Е.А. Березин // Уральский государственный юридический университет. – 2018. – № 2. – С. 101-114.
6. Брызгалин, А.В. Философия налогов / А.В. Брызгалин // Налоги и финансовое право. – 2019. – № 5. – С. 16-23.
7. Кожевников, В.В., Коженевский, В.Б., Рыбаков, В.А. Теория государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2019. – 716 с.
8. Малько, А.В. Правоведение: учебник / А.В. Малько, В.В. Субочев. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 783 с.
9. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2020. – 685 с.
10. Поляков, А.В., Тимошина, Е.В. Общая теория права / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина: учебник. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2020. – 584 с.
11. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М. Сырых. – М.: Эксмо, 2020. – 672 с.
12. Спасенников, Б.А. Теория государства и права / Б.А. Спасеннников. Курс лекций. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 873 с.
13. Сырых, В.М. Теория государства и права / В.М. Сырых: учебник. – М., 2019. – 416 с.
14. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2020. – 549 с.
15. Тихомиров, Ю.А. Формула правового воздействия / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. – 2020. – № 11. – С. 5-13.
16. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 783 с.
Читать дальше