ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 6 1.1.Закономерности развития звукопроизношения у детей в онтогенезе 6 1.2.Особенности нарушения звукопроизношения у детей 12 1.3.Методы преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 18 Выводы по 1 главе 29 Глава 2. Эмпирическое исследование преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 30 2.1 Организация, методы и результаты исследования нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 30 2.2 Применение методов для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 42 2.3 Анализ результатов исследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста 55 Выводы по 2 главе 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЯ 69 Приложение 1 Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи с использованием «интерактивного пола» 69 Приложение 2 Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи с использованием «интерактивной доски» 73 Приложение 3 Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи с использованием «интерактивной доски» и презентации 77

Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

дипломная работа
Педагогика
65 страниц
83% уникальность
2023 год
15 просмотров
Нестерук О.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические основы преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 6 1.1.Закономерности развития звукопроизношения у детей в онтогенезе 6 1.2.Особенности нарушения звукопроизношения у детей 12 1.3.Методы преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 18 Выводы по 1 главе 29 Глава 2. Эмпирическое исследование преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 30 2.1 Организация, методы и результаты исследования нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 30 2.2 Применение методов для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста 42 2.3 Анализ результатов исследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста 55 Выводы по 2 главе 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65 ПРИЛОЖЕНИЯ 69 Приложение 1 Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи с использованием «интерактивного пола» 69 Приложение 2 Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи с использованием «интерактивной доски» 73 Приложение 3 Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи с использованием «интерактивной доски» и презентации 77
Читать дальше
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время широко обсуждаются вопросы формирования произносительной речи у детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования выделяет речевое развитие как одно из направлений, основной задачей которого является формирование у детей дошкольного возраста грамматической, лексической, звуковой и связной сторон речи. В дошкольном возрасте дети учатся правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на вопросы в повседневном общении и на занятиях, говорить выразительно, не торопясь. Формирование произносительной стороны речи как предпосылки обучения грамоте является ещё одной составной задачей речевого развития в соответствии с ФГОС ДО. Самым распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста является нарушение произносительной стороны речи. Процесс правильного формирования произносительной стороны речи у детей является особо сложным процессом. Трудности возникают при обучении управления собственными органами речи, восприятия обращенной к ним речи, осуществлении наблюдений за собственной речью, а также речью окружающих. Большинство детей подвержено задержке этого процесса.


Реферат по анатомии на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


Нарушения в произношении звуков не устраняются сами по себе, но преодолеваются при правильно построенной коррекционной работе по их исправлению. Дошкольный возраст – лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей всё превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект. Объект исследования: нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучить преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Рассмотреть закономерности развития звукопроизношения у детей в онтогенезе. 2. Выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей. 3. Рассмотреть методы преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. 4. Провести эмпирическое исследование преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. 5. Подобрать и реализовать методы для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста, будет эффективно, при условиях: – использование цифровых образовательных ресурсов; – обогащение предметно-развивающей среды; – взаимодействие с родителями. Информационная база:  основные положения теории развития речи детей дошкольного возраста, понятия звуковой культуры речи, методические основы и задачи работы по ее воспитанию, в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов (А.М. Бородич, В.В. Гербова, А.И. Максаков, О.И. Соловьева, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, А.С. Фельдберг, М.Ф. Фомичева и др.);  исследования М.А. Александровской, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова по проблеме становления произносительной стороны речи дошкольников;  методические пособия по развитию произносительных навыков детей (М.Г. Генинг и Н.А. Герман; В.В. Гербовой В.И. Рождественской и Е.И. Радиной; О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной; М.Ф. Фомичевой; и др.);  отечественные и зарубежные исследования использования цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях (С.Л. Новоселова, И. Пашелите, Г.П. Петку, Б. Хантер и др.). Методы исследования:  теоретические: изучение литературных источников;  эмпирические: наблюдение, эксперимент, беседы с детьми, систематизация и обобщение изученного материала;  интерпретационные: количественный и качественный анализ. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы логопедами, педагогами-психологами в работе с детьми дошкольного возраста. Апробация результатов исследования: основные положения исследования были апробированы совместно логопедом в дошкольном образовательном учреждении. Положения, выносимые на защиту: 1.Закономерности развития звукопроизношения у детей в онтогенезе. 2. Особенности нарушения звукопроизношения у детей. 3.Методы преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста. 4.Результаты эмпирического исследования нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы, приложений.

Читать дальше
Таким образом, звукопроизношение является одним из важных разделов общей культуры речи и ее звуковой составляющей. Звукопроизношение характеризуется степенью речи говорящего нормам литературного языка. Вопросами речи и непосредственно звукопроизношением занимались разные науки: медицина, психолингвистика, педагогика, психология и др. Понятия «звукопроизношение», или «произносительная сторона речи» охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии. Произношение оказывает существенное воздействие на формирование языковых компетенций и развитие речевых коммуникаций ребенка. Произношение является важным аспектом речи и образует основу речевого процесса. Стоит отметить, что формирование правильного произношения у детей представляет собой достаточно сложный процесс. Онтогенез звукопроизношения заключается в следующем: речевое развитие детей начинается с младенческого возраста. Уже в первые месяцы жизни малыш прислушивается к речи близких людей (поворачивает головку, улыбается, у него при общении со взрослыми появляется «комплекс оживления»). В 4 месяца ребёнок начинает гулить, 6–7 месяцев лепетать, а к году появляются первые слова. Уже в первый год жизни ребёнок научается произносить самые простые звуки А У О И Э М П Б. На втором году жизни появляются более сложные звуки В Ф Т Д Н К Г Х Ы Й Ю Я Е Ё и звук Ль. К трём годам появляются свистящие звуки (С Сь З Зь Ц). К четырём годам шипящие (Ш Ж Щ Ч). К пяти годам появляются сонорные звуки (Р,Рь,Л). Для формирования произносительной стороны речи выделяют три группы методов: методы накопления содержания речи (пример (образец) речи взрослого, прослушивание и прислушивание); игровые и практические (произношение, звукоподражание, упражнения, повторения, отработка, игры, чтение наизусть); наглядные (показ артикуляции, использование картинок, игрушек). Нами было проведено исследование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Выявлен исходный уровень сформированности произносительной стороны речи. На основе данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию произносительной стороны речи посредством цифровых образовательных ресурсов. Исходя из полученных результатов обследования, нами были разработаны занятия и рекомендации педагогам. Ведущими методами логопедической работы являются: наглядные (демонстрация), словесные (беседа), практические (занятия, упражнения в игровых формах) методы. На контрольном этапе исследования прослежена положительная динамика. Таким образом, гипотеза исследования: преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста, если будет эффективно, если педагогический процесс будет строиться на основе современных образовательных ресурсов – подтвердилась. Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании звукопроизношения позволило сделать непосредственно-образовательную и свободную деятельность детей достаточно простой, эффективной и увлекательной для ребенка; открыло новые возможности образования, развития и воспитания.
Читать дальше
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Москва : Мозаика-Синтез, 2020. 272 с. 2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Москва : Академия, 2019. 256 с. 3. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Москва : Просвещение, 2015. 120 с. 4. Горячев А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование. Москва : Наука, 2017. 369 с. 5. Дьяченко О. М. Развитие речи дошкольника. Москва: Просвещение, 2020. 150 с. 6. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников: старшая группа; методическое пособие. Москва : Центр педагогического образования, 2017. 144 с. 7. Котелевская В. В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. Москва : Феникс, 2016. 256 с 8. Крупенчук О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. Санкт-Петербург : Литера, 2017. 196 с. 9. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски //Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С.5–48. 10. Лепская, Н. И. Основные направления онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольника / Н. И. Лепская. Москва: РАО, 2014. 120 с. 11. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Москва: Наука, 2017. 176 с. 12. Лежнина М. В. Электронные образовательные ресурсы в развитии детей дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. 2021. № 3 (6). С. 3–55. 13. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Москва : Наука, 2018. 120 с. 14. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр // Дошкольное воспитание. 2020. № 11. С. 3-57. 15. Мясоед Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей. Москва : Наука, 2018. 346 с. 16. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку. Москва : Новая школа, 2017. 126 с. 17. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. Методическое пособие. М.: Национальный книжный центр, 2018. 272 с 18. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. 2020. № 4. С.5–34. 19. Привалова С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие. Екатеринбург, 2015. 203 с 20. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 6 лет. Москва : ГНОМ и Д, 2015. 148 с. 21. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Москва : Мозаика-Синтез, 2015. 158 с. 22. Трубникова Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова. Екатеринбург, 2015. 97 с. 23. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва : ВЛАДОС, 2014. 287 с. 24. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Владос, 2016. 288 с. 25. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. Москва: ТЦ Сфера, 2014. 287 с. 26. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва: Владос, 2016. 156 с. 27. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2014. № 2. С. 6–64. 28. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва : Просвещение, 2014. 240 с. 29. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Москва : Гелиос АРВ, 2020. 192 с. 30. Хватцев М. Е. Логопедия. Москва: Просвещение, 2015. 170 с. 31. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие. – Москва : ВЛАДОС, 2010. 240 с. 32. Швачкин H.X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. Москва : Просвещение, 2014. 176 с. 33. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие. Москва : Лабиринт, 2014. 330 с. 34. Шапошников И.Н. Живые звуки: методическое руководство для букварного обучения детей грамоте. Москва: Наука, 2012. 30 с. 35. Шипилова Е.В. Основы логопсихологии учеб.пособие для студ.пед.вузов. Ростов н/Д: Феникс,2017. 223с. 36. Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Москва : Просвещение, 2015. 220 с. 37. Яртушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет: учеб. пособие. Москва : Наука, 2016. 165 с. 38. Ядашева Г.А. Дошкольная педагогика – Москва : Феникс, 2019. 326 с. 39. Ядешко В. И. Дошкольная педагогика. Москва: Просвещение, 2018. 415 с. 40. Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. Москва: Академия, 2019. 448 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
Количество страниц:
40
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Английский
дипломная работа
Управление текучестью кадров в организации (на примере ООО «Стройпроект»)
Количество страниц:
40
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Управление персоналом
реферат
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ И ИДЕЯ МИРОВОЙ РЕВОЛЮЦИИ В КИТАЕ
Количество страниц:
20
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2023
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image