Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Теоретические аспекты психологической деформации чувства безопасности у людей, переживших экстремальные ситуации………….……3
1.1. Сущность и основные виды экстремальных ситуаций…………………...3
1.2. Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации…………………………………………………………………………..6
Глава 2. Особенности оказания психологической помощи лицам, пережившим экстремальную ситуацию ……………………………………….9
Заключение……………………………………………………………..…….…11
Список использованной литературы………………………………………….12
Читать дальше
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время актуальность совладающего поведения определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, его выживания. Совладающее поведение связано с индивидуальными чертами личности, является одним из процессов управления ресурсами – их мобилизацией и оптимальным использованием.
Одним из факторов, способствующих преодолению экстремальных ситуаций, является копинг-стратегия, или совладающее поведение, то есть поведение, направленное на преодоление жизненных трудностей. Стратегии совладания рассматриваются в поведенческой, когнитивной и эмоциональной сферах и делятся на адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные.
В психологическом смысле стратегия - это общий план, процедура проведения психологического исследования, терапии и т.д.; искусство их проведения.
Экстремальная ситуация, побуждающая человека к самопревосхождению, выходу за границы своего "Я", должна оказывать определенное влияние на всю систему личностных отношений к себе и к миру; происходит не только обусловленность поведения ситуационными факторами, но и момент самоопределения и имеет значение в этом. Тем не менее, в исследованиях экстремальных ситуаций последних десятилетий это влияние рассматривается фрагментарно: подчеркивается исключительно деструктивная и виктимная сторона этой проблемы, и в то же время игнорируются возможности личностного роста и духовной трансформации человека. Экстремальная ситуация может оказывать не только разрушительное воздействие на развивающуюся личность, но и способствовать повышению осмысленности жизни и социальной зрелости.
Читать дальше
1. Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии : сб. тезисов / отв. ред. И. А. Ершова ; Урал. федер. ун т. Екатеринбург : Изд во Урал. ун та, 2018. — 143 c.
2. Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о критериях психологической безопасности личности // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: материалы Всероссийской конференции. - М., 2003. С. 107-109.
3. Донцов, А. И. Д67 Психология безопасности : учеб. пособие для академического бакалавриата / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 276 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. Модуль.
4. Еремеев Б.А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: сборник научных статей. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. С. 101-103.
5. Козяр М. М. Профессиональная подготовка к деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие / М. М. Козяр. — Львов: ЛГУ БЖД, 2012. — 220 с.
6. Корольчук М.С. Социально-психологическое обеспечение деятельности в обычных и экстремальных условиях: учеб. пособие для студентов вузов / М. С. Корольчук, В. М. Крайнюк. — М.: Ника-центр, 2006. — 580 с.
7. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции / Под ред. Р. В. Кадырова. – Владивосток : Морской государственный университет, 2014. – 376 с.
8. Розов В.И. Психология экстремальных ситуаций: адаптивность к стрессу и психологическое обеспечение. - Киев: КНТ, 2011. - 487 с.
9. Харькова А.А. МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ» // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=11831 (дата обращения: 18.04.2023).
10. Харламенкова Н. Е., Тарабрина Н. В., Быховец Ю. В., Ворона О. А., Казымова Н. Н., Дымова Е. Н., Шаталова Н. Е. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. – 263 с.
11. Цуканова Е.В. Психологические особенности поведения и деятельности личности в оптимальных, особых и экстремальных ситуациях // Вестник Юридического института МИИТ. – 2016. – № 1 (13). – С. 117–126. – Электрон. копия доступна на сайте Юрид. ин-та РУТ (МИИТ). URL: http://ui-miit.ru/files/docs/vestnik-ui/vestnik_ui_13.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
12. Шелепов А.М., Смагулов Н.К., Мухаметжанов А.М., Аскаров Б.С. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ И ПСИХОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 7-1. – С. 225-228; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31818 (дата обращения: 18.04.2023).
13. Шабанов Л.В. Формирование психологической готовности к поведению в экстремальных и чрезвычайных ситуациях / Л.В. Шабанов, В.С. Кошкаров // Проблемы управления рисками в техносфере. – 2015. – № 2 (34). – С. 129-134. – Электрон. копия доступна на сайте С.-Петерб. ун-та гос. противожарной службы МЧС России. URL: https://www.igps.ru/Content/publication/documents/probl_upr_2-15_635914183568701016.pdf (дата обращения: 18.04.2023).
Читать дальше