Старший дошкольный возраст - это период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, центральной нервной системы.
Быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Развитие опорно-двигательной системы еще не завершено, позвоночный столб чувствителен к деформирующим воздействиям, скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Процесс образования костей не завершен, хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.
Дошкольное детство является этапом, в котором происходит активное развитие познавательных процессов. В 6 лет происходит увеличение концентрации, объема, устойчивости, произвольности внимания; развитие избирательности восприятия; формирование элементов произвольной памяти, внеситуативности мышления. Одновременно наблюдается развитие самооценки, развитие самосознания.
Формируется довольно устойчивая структура мотивов, происходит формирование внутренней социальной позиции, проявляется интерес к коллективным видам деятельности одновременно с сохраняющейся потребностью в игре. Возрастает интерес и потребность в общении. Перестройкой отмечается и психоэмоциональная регуляция поведения дошкольника.
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно высокий уровень умственного развития, который представлен расчлененным восприятием, обобщенными формами мыслительной деятельности, смысловым запоминанием. Важными новообразованием личностного развития в дошкольном возрасте являются - зарождение мировоззрения, появление этических и эстетических представлений, соподчинение мотивов, произвольность поведения, возникновение личного сознания, осознание собственного "Я", развитие самооценки, появление рефлексии, зарождение социальных потребностей и осознание внутренней социальной позиции.
Основы сотрудничества семьи и общественности были заложены еще в трудах представителей отечественной педагогики. В настоящее время в практике современных дошкольных организаций используется большое количество программ, обеспечивающих различные подходы к организации педагогического процесса и взаимодействию с родителями воспитанников.
В качестве основных форм сотрудничества родителей и детского сада используются консультации, тренинги, круглые столы, родительские собрания, разработка памяток, интернет-общение в виде вопросов-ответов, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, родительские клубы, семинары-практикумы, мастер-классы. Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен.
Формированию основ здорового образа жизни детей способствуют их психофизиологические особенности. Совместные занятия физическими упражнениями взрослого и ребенка являются результатом сотрудничества родителей и детей, родителей и педагогов. Широко применяются в условиях ДОО физкультурные досуги, спортивные праздники и развлечения, творческие мастерские, тренинги, подвижные игры с участием родителей воспитанников. На родительских собраниях проводятся беседы, посвященные ЗОЖ дошкольников. Совместная деятельность педагогов и родителей включает проведение сюжетных и подвижных игр, совместной деятельности, цикл игровых встреч, совместного с родителями оформления фотоальбомов.