Введение 3 Глава 1 Универсальные учебные действия как элемент формирования познавательной активности обучающихся 6 1.1 Универсальные учебные действия, понятие и основные виды 6 1.2 Учебные задачи как средство формирования универсальных учебных действий 11 1.3 Особенности преподавания биологии в условиях обновленного ФГОС 17 1.4 Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов Выводы к 1 главе 19 22 Глава 2 Средства формирования и диагностика универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-6 классах 23 2.1 Методы исследований 23 2.2 Требования к отбору учебных задач для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии в 5-6 классах 25 2.3 Анализ результатов исследований 30 2.3.1 Совокупность учебных задач, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов в процессе обучения биологии 30 2.3.2 Методика использования типовых заданий на уроках биологии для формирования познавательных УУД при изучении раздела 40 Выводы к главе 2 Заключение 43 44 Список литературы 45

Формирование универсальных учебных действий средствами решения учебных задач по биологии 5-6 классах

дипломная работа
Языки
50 страниц
71% уникальность
2023 год
15 просмотров
Ануфриева А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Универсальные учебные действия как элемент формирования познавательной активности обучающихся 6 1.1 Универсальные учебные действия, понятие и основные виды 6 1.2 Учебные задачи как средство формирования универсальных учебных действий 11 1.3 Особенности преподавания биологии в условиях обновленного ФГОС 17 1.4 Психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов Выводы к 1 главе 19 22 Глава 2 Средства формирования и диагностика универсальных учебных действий на уроках биологии в 5-6 классах 23 2.1 Методы исследований 23 2.2 Требования к отбору учебных задач для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения биологии в 5-6 классах 25 2.3 Анализ результатов исследований 30 2.3.1 Совокупность учебных задач, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов в процессе обучения биологии 30 2.3.2 Методика использования типовых заданий на уроках биологии для формирования познавательных УУД при изучении раздела 40 Выводы к главе 2 Заключение 43 44 Список литературы 45
Читать дальше
Сегодня все школы Российской Федерации осуществляют свою деятельность в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС 2 поколения). Основная задача ФГОС - определить цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. В этом понимании роли ФГОС, школа должна в период обучения привить группу новых умений, например, универсальных учебных действий (далее - УУД) в различных видах и формах [26]. Особая роль среди таких умений принадлежит умениям учиться- развитием способностей ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Умение учиться – это владеть системой универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» - это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [16].


Реферат по биологии на заказ не будет содержать "воды". Рефераты, которые пишут наши авторы, получают высокие оценки! Обращайтесь в Work5!


. Современная образовательная парадигма предполагает, что обучающиеся самостоятельно «добывают» необходимые знания, в связи с чем, в основу образовательного процесса заложен системно-деятельностный подход, который основан на образовательной деятельности обучающихся, соответствующей их возрастным особенностям и способностям [4]. Также системно-деятельностный подход предполагает развитие личности школьника в процессе формирования универсальных учебных действий. При этом школьник по мнению А.К. Колеченко [13] сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Сегодня любую информацию можно найти в сети «Интернет», поэтому заучивать какую-либо информацию совсем не обязательно. Главное в этом процессе – уметь воспользоваться этими данными. Таким образом, формирование универсальных учебных действий в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современной школы. Структура универсальных учебных действий и способы их развития раскрываются в работах Л.С. Выготского [8;], А.Н. Леонтьева [15], П.Я. Гальперина [9]. Дальнейшим развитием этих направлений стала концепция универсальных учебных действий, разработанная под руководством А.Г. Асмолова, Г. В. Бурменская и др. [3]. Биология в школе – это больше теоретический предмет, чем практический. Сегодня формировать и развивать УУД на уроках биологии можно не только при помощи доступного рассказа учителя и практических действий в период урока, но и при помощи мыслительных операций, сравнения, классификаций, проведения аналогий, установления причинно-следственных связей [12]. Одним из средств формирования универсальных учебных действий является технология решения учебных задач, которые позволяют не только усилить и развить познавательный интерес к предмету, но и развивать способность учиться самостоятельно [10]. Учебная задача – (англ. learning task) — задача, требующая от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач [17]. Сегодня учебники биологии для обучающихся 5-6 классов в своем содержании представлены биологическими задачами, которые позволяют развивать УУД обучающихся на уроках. Отсутствие методических разработок их развития при освоении предметного содержания формируют актуальность исследования и порождают проблему исследования, которая заключается в поиске методического инструментария развития УУД обучающихся при использовании учебных задач в биологии. Цель работы – исследовать сформированность универсальных учебных действий обучающихся при средствами решения учебных задач по биологии в 5-6 классах. Для осуществления цели были поставлены следующие задачи: - изучить психолого-педагогические и методические литературные источники по теме исследования; - проанализировать определения и виды универсальных учебных действий; - раскрыть роль задач как средства формирования универсальных учебных действий обучаемых; - сформулировать требования к отбору задач по биологии; - разработать совокупность задач, направленных на формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов в процессе обучения биологии; - провести эмпирическое исследование, направленное на выявление сформированности уровня УУД обучающихся средствами решения задач по биологии в 5-6 классах. Объект исследования - учебные задачи по биологии в 5-6 классах. Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов в процессе решения задач по биологии. Гипотеза исследования: учебные задачи по биологии в 5-6 классе являются средством при формировании УУД. Методы исследований- анализ, анкетирование, педагогический эксперимент. Практическая значимость работы - результаты исследования могут быть использованы учителями биологии при формировании универсальных учебных действий обучающихся. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложений.

Читать дальше
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования выявил проблему понятийного аппарата, классификации и функционального значения универсальных учебных действий обучающихся. Выявлено, что в процессе формирования УУД необходимо знать содержание материала, применять методики и технологии, а так же психолого-педагогические особенности школьников. В работе нами использована классификация А.Г. Асмолова и соавт., которая не противоречит требованиям к программе развития универсальных учебных действий, представленных в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования второго поколения. В ходе исследований установлено, что задачи являются средством формирования УУД, в т.ч. по предмету биология, который сочетает в своем содержании как теоретический, так и практический материал. Современное требование ФГОС с формированием функциональной грамотности обучающихся. В рамках курса биологии в основной школе можно соотнести формируемые результаты освоения учебного предмета с видами функциональной грамотности. Для обучающихся 5-6 классов по биологии автором составлен банк задач, позволяющих формировать все виды УУД с применением различных технологий и способов контроля. В ходе педагогического эксперимента доказана эффективность применения задач, формирующих УУД на примере раздела «Царство грибы». Из проделанной работы можно сделать вывод, что формирование универсальных учебных действий посредством задач необходимо применять на уроках биологии.
Читать дальше
1. Алексеева, Л.В., Абдуллина Е.Р. О понятии «универсальные учебные действия» / Л.В. Алексеева, Е.Р.Абдуллина // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук. Материалы Всеросс. научн. конференции. Отв. Редактор Д.А. Погонышев.- Нижневартовск, 2022- С. 21-25 2. Арбузова Е.Н., Швецов Г.Г., Яскина О.А. Формирование биологической грамотности у обучающихся основной школы средствами приемов технологии визуализации учебного материала / Е.Н. Арбузова, Г.Г. Швецов, О.А.Яскина // В сборнике: Современные проблемы образования в области физической культуры, безопасности жизнедеятельности и биологии. Материалы II Междунар. научн. Конференции. – Екатеринбург.- С.141-148 3. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Г. В. Асмолов, А.Г. Бурменская, И.А. Володарская, - М. « Просвещение». – 2010. – С. 103. 4. Асмолов, А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий/ А.Г. Асмолов - М. «Просвещение», - 2014.- 260 с. 5. Божович, Л.И., Фельдштейн Д.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн. - М,: Межд. педагог. академия, 1995. - 212 с. 6. Будымко, И. Е. Горев П.М. Развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных УУД на уроках биологии / И. Е. Будымко,. П. М. Горев // «Концепт» - 2015. - № 3. – С. 29-33. 7. Воровщиков, С.Г., Татьянченко Д.В. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования / С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №o5. - С. 67-76 8. ВыготскийЮ Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1999. - 252 с. 9. Гальперин, П.Я., Данилов В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П.Я. Гальперин, В.Л. Данилов // Вопросы философии. 1980. - С. 31-38 10. Дмитриева, С.В. Учебные задачи: предметные, метапредметные и личностные результаты/С.В. Дмитриева// В сборнике: Междисциплинарность научных исследований как фактор инновационного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. - 2022. - С. 195-199. 11. Жукова, Н.Н. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии / Н.Н. Жукова // Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.- C.5-12 12. Зарубина, В.В., Спирина Е.В., Майоров И.Д. и др. Формирование УУД на уроках биологии средствами решения учебных задач / В.В. Зарубина, Е.В. Спирина, И.Д. Майоров и др. – Москва, Издательство: ООО «Издательство ПЛАНЕТА» - 2020. – 140 с. 13. Колечко, А.К. Энциклопедия педагогических техноологий: пособие для преподавателей/ А.К. Колечко – СПб.: КАРО, - 2001.- 368 с. 14. Крупич, В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач / В.И. Крупич. - М.: Прометей, 1995. - 165 с. 15. Леонтьев А.Н. Избранный психологические произведения. Т.1. / А.Н. Леонтьев - М.: Просвещение, 1983. - 392 с. 16. Лернер, Г.И. Работа с учебными текстами на уроках биологии. /B. Г.Лернер. // «Биология в школе». – 2011, № 6. – С .28 – 34. 17. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество учебник для студ. вузов. - 4-е изд. / В.С. Мухина - М.: центр "Академия", 1999. - 456 с. 18. Недоруб, Е.Ю. Образовательно-воспитательный потенциал школьного биологического комплекса для формирования универсальных учебных действий обучающихся /В сборнике: Естественнонаучное и географическое образование в условиях обновления учебного содержания и цифровой трансформации процесса обучения. Материалы Всеросс. науч.-практич. конференции с международным участием.- Москва. – 2022.- С.13-16 19. Пакулова, В.М. Сборник задач и упражнений к школьному курсу биологии / В.М. Пакулова [и др.]. – Красноярск, 2001 – 68 с. 20. Панкратова, О. А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии / Пособие для учителя, III педагогический марафон “Новой школе – новое качество” часть 4 ФГОС ООО Петропавловск-Камчатский – 2012. – С. 4-38. 21. Пасечник, В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений»/ В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2014 – 390 с. 22. Пасечник, В.В. «Биология. Бактерии, грибы. Растения. 5 класс» / В.В. Пасечник - М.: Дрофа, 2014 – 390 с. 23. Петухова, И.О. Особенности развития универсальных учебных действий у обучающихся - экстернов средствами школьной биологии /О.И. Петухова// В сборнике: Методика обучения дисциплинам естественно-научного цикла: проблемы и перспективы. Материалы XXI Всеросс. науч.-практич. Конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск. – 2022. – С. 133-134 24. Пруткова, А.А. Реализация ФГОС и формирование УУД при проведении лабораторных работ по биологии /А.А. Пруткова// В сборнике: Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Гнигорьевича Столетовых. Сборник материалов науч.-практич. Конференции. Владимир.- 2022.- С.1866-1872 25. Психологические особенности обучающихся, условия и факторы развития УУД Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект [Текст]/ под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М., 2009. – 65 с. 26. Рахманова, Д.М. Развитие личности обучающегося в процессе среднего образования / Д.М. Рахманова // В сборнике: Актуальные проблемы современного отечественного образования. Сборник статей по итогам Всеросс. науч.-практич.конференции, посвященной 170-летию со дгя рождения выдающегося русского педагога А.П. Киселева. Орел.- 2923 – С.176-180 27. Саранцева, С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии/ С.А. Саранцева//В сборнике: Теория и практика современной педагогики. Сборник статей IV Междунар. Науч.-практич. Конференции. Пенза. – 2022. – С. 104-109 28. Сковородикова, О.М. Учебная (матапредметная) задача как инструмент развития универсальных учебных действий/ О.М. Сковордникова// В сборнике: Проблемы модернизации языкового образования. Сборник статейVВсеросс. Науч.-практич. Конференции (с международным участием) памяти профессора Б.П. Годунова. Сыктывкар. – 2022. – С. 124-129 29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ URL: http://www.edu.ru (Дата обращения: 20.03.2023) 30. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи / Л.М. Фридман. - М. : Просвещение, 1989. -192 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Методы развития воображения на уроках литературного чтения в начальной школе
Количество страниц:
30
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Литература
курсовая работа
АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Количество страниц:
55
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Сущность рекламы как разновидности коммуникаций.
Количество страниц:
35
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2023
Предмет:
Реклама и PR
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image