Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения «Повести временных лет» как исторического и историографического источника на уроках истории в школе 5
1.1. Историография и источники на уроках истории в школе 5
1.2. «Повесть временных лет» как исторический и историографический источник 9
2. Анализ особенностей использования «Повести временных лет» как исторического и историографического источника на уроках истории в школе при изучении темы «Древняя Русь» 15
2.1.Анализ опыта изучения текстовых документов на уроках истории в 6 классе по теме « Древняя Русь» 15
2.2. Разработка методических рекомендаций для изучения текстовых документов на уроке истории в 6 классе 22
Заключение 28
Список литературы 30
Читать дальше
В ходе выполнения данной работы была поставлена следующая основная цель: изучение особенностей использования «Повести временных лет» как исторического и историографического источника на уроках истории в школе при изучении темы «Древняя Русь». Для достижения данной цели были решены следующие основные задачи:
- рассмотрена историография и источники на уроках истории в школе;
- изучена «Повесть временных лет» как исторический и историографический источник;
- проведен анализ опыта изучения текстовых документов на уроках истории в 6 классе по теме « Древняя Русь»;
- разработаны методические рекомендации для изучения текстовых документов на уроке истории.
По результатам выполнения данной работы можно сделать следующие основные выводы:
1. «Повесть временных лет» — цикл летописей. Когда каждый летописец составлял свою книгу, он уделял особое внимание осмыслению сочинений своих предшественников, в его руки попадают договоры, грамоты, завещания князей, исторические предания, жития русских святых и т. д.
Собрав весь имевшийся в его распоряжении материал, летописец сложил его в синоптическое изложение. Это обстоятельство придает «рассказу» особую глубину, содержание и большое разнообразие представлений.
2. Содержательный анализ повествования показывает, что «этикет» писательского ремесла связан с идеологическими представлениями Средневековья о святом, злодее, идеальном типе князя, мотивах нападений врагов на русских почве, причинах стихийных бедствий (чума, засуха и т. д.), а также о том, что люди, живущие в России, могут не знать, что такое «этикет». Ремесло писателя связано с идеологическими представлениями Средневековья о святом, злодее, идеальном типе князя, мотивах, из-за которых враги нападают на русскую землю, причинах стихийных бедствий (чумы, засухи и т. д.).
Летописец был не далек от политики и мирских страстей. Ход повествования летописца, его конкретно-исторические идеи очень часто выходят за рамки религиозной мысли и носят чисто прагматический характер.
3. Личный опыт ее создателей, непосредственное наблюдение, элементы реализма, политическая актуальность - все это делает русскую летопись столь богатой, а потому столь ценной - придает летописи особую ценность.
4. «Повесть временных лет» - плод коллективного труда древнерусских писцов, уникальный историко-литературный памятник Древней Руси, характеризующийся важностью цели произведения, глубоким историзмом и ценной документальностью сочинения. и стилистическое своеобразие хроники, высокий патриотизм и гражданственность. его создатель определен.
Таким образом, задачи данной работы можно считать решенными, цель достигнутой.
Читать дальше
1. Антипова А. С. Повесть временных лет, как исторический источник //Исторический путь России: из прошлого в будущее. – 2021. – С. 61-66.
2. Аристов В.Е. Свод, сборник или хроника? (о характере древнерусских летописных памятников ХІ–ХІІІ вв.) //Петербургские славянские и балканские исследования. – 2013. – №. 1. – С. 105-129.
3. Источниковедение: учеб. пособие И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков, С.И. Маловичко, М.Ф. Румянцева, О.И. Хоруженко, Е.Н. Швейковская; отв. ред. М.Ф. Румянцева. – М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2015. – 685 с.
4. Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947, - 169 с.
5. Методика обучения истории: трудные вопросы истории России : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Любичанковский [и др.] ; ответственный редактор С. В. Любичанковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 364 с.
6. Набатова, О. Г. История России XVIII века. Конспект уроков : практическое пособие / О. Г. Набатова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.
7. Никольский, Н.К. Повесть временных лет как источник для истории начального периода русской письменности и культуры. [Электронный ресурс] //Азбука веры. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikolskij/povest-vremennyh-let-kak-istochnik-dlja-istorii-nachalnogo-perioda-russkoj-pismennosti-i-kultury/. (дата обращения 14.04.2023).
8. Нормандская теория [Электронный ресурс]//История РФ. - Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/normanskaia-tieoriia (дата обращения: 14.04.2023)
9. Санникова Ю. «Повесть временных лет» как исторический источник [Электронный ресурс] //Историк – общественно-политический журнал. – Режим доступа: https://historicus.media/povest_vremennih_let_kak_istoricheskii_istochnik (дата обращения: 14.04.2023)
10. Сторожакова, Е. В. Методика обучения истории. Художественное слово на уроках истории : учебное пособие для вузов / Е. В. Сторожакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 305 с.
11. Фролова М. А. Повесть временных лет как исторический источник: современные подходы //Студенческая наука- взгляд в будущее. Материалы ХII Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ (6 апреля 2017 г.). – 2017. – С. 200-203.
12. Чумакова, А. С. Методика преподавания истории: Практикум. Справочно-информационные материалы : учебное пособие / А. С. Чумакова. — Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2017. — 48 с.
13. Шахматов А. А. Повесть временных лет и ее источники. – М.: Рипол Классик, 2013. -148 с.
14. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе : учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 433 с.
Читать дальше