ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 4
1.1. Понятие прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие 4
1.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие 7
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 12
2.1. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие 12
2.2. Акты прокурорского реагирования при осуществлении прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Читать дальше
После анализа представленной информации, следует отметить, что прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного следствия вызывает определенные трудности в выполнении функции прокурором, связанные с ограничением полномочий и устранением части исторически принадлежащих прокурору. Прокурорский надзор за процессом предварительного расследования в форме предварительного следствия играет важную роль в обеспечении прав и законных интересов участников уголовного процесса, включая потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и свидетелей. Это также служит гарантией неотвратимой ответственности за преступления, а также защиты интересов общества и государства от преступных посягательств.
В соответствии с законодательством, прокурор имеет обязанность контролировать соблюдение процессуальных норм, регулирующих деятельность органов предварительного следствия, а также принимать меры к немедленному устранению нарушений и восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. Для этой цели прокурор может использовать два основных вида реагирования: требования об устранении нарушений закона в случае, когда необходимо срочно решить задачу, и представления об устранении нарушений закона, когда в рамках одного акта прокурорского реагирования собираются все выявленные нарушения и формируются соответствующие требования и претензии к виновным лицам.
В связи с тем, что следователи имеют огромную нагрузку и необходимость расследования всех уголовных дел, находящихся в их производстве, возможны нарушения закона. Однако, меры прокурорского реагирования на эти нарушения не всегда способствуют повышению эффективности надзора и уровня законности в целом. Поэтому важно улучшить кадровую работу в следственных органах, увеличить количество сотрудников для снижения нагрузки на каждое должностное лицо и достижения более высокого уровня законности.
Кроме того, прокурорский надзор может столкнуться с некоторыми препятствиями, связанными с отсутствием полного доступа к документам и материалам, связанным с делом. Это может затруднить работу прокурора и замедлить процесс надзора, что может привести к нарушению прав и интересов участников уголовного процесса. Поэтому необходимо создать эффективные механизмы для обеспечения полного доступа прокурора к материалам дела и гарантировать свободный доступ к ним в соответствии с законодательством.
Кроме того, важно учитывать, что прокурорский надзор является частью более широкой системы контроля и надзора за правоохранительными органами. В связи с этим необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между прокурором и другими контролирующими органами, такими как следственные комитеты, полиция и другие
Кроме того, прокурорский надзор должен быть ориентирован на защиту прав и интересов граждан, а не на поддержание статус-кво и защиту интересов государства. Это требует не только профессиональной компетенции и независимости прокурора, но и поддержки со стороны общества и государства в целом.
В ходе надзорной деятельности возникает проблема ознакомления прокурора с материалами, связанными с уголовным делом. Поэтому я предлагаю изменить статью 37 УПК РФ, чтобы прокурор мог получить материалы проверки или уголовного дела по письменному запросу в установленный им срок. Эти изменения должны повысить эффективность и результативность прокурорского надзора и защиты прав человека и гражданина. Однако, другие предложения, такие как право прокурора возбуждать уголовное дело или изменять обвинительный тезис, считаю преждевременными. Каждое изменение в законодательстве должно быть тщательно изучено и проработано, чтобы улучшить эффективность и результативность прокурорского надзора и защиты прав и свобод человека и гражданина в целом.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023)// Российская газета, N 39, 18.02.1992
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921,
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2023) // Российская газета», N 296, 30.12.2010
6. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О полиции» // Российская газета», N 28, 10.02.2011
Специальная литература
8. Мельников, В. Ю. Конституционные и теоретические основы роли прокуратуры за соблюдением законности / В. Ю. Мельников, К. А. Долгополов, К. Ф. Абдуллаев // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9, № 6-1. – С. 146-155.
9. Ситник, В. В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание / В. В. Ситник // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 4(89). – С. 185-194.
10. Юсупова, И. А. Полномочия прокурора по надзору за законностью проведения следственных действий / И. А. Юсупова // Научный взгляд: юридические науки : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 01–30 апреля 2018 года. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2018. – С. 25-28.
11. Прокурорский надзор в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для бакалавриата и специалитета / О. С. Капинус [и др.] ; под общей редакцией О. С. Капинус. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 211 с.
12. Авагимова Ю.А. Понятие акта прокурорского реагирования через его сущность.// Правопорядок: история, теория, практика – 2017. № 2 (13) – С. 64-66.
13. Мезинов Д.А. Прокурорский надзор в РФ: вопросы особенной части. / Д.А. Мезинов. – Томск.: Изд-во НТЛ., 2011. – 132 с.
Читать дальше